"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2014
Волшебные носочки
В дошкольном возрасте детям необходимы игры, где создаются условия для развития тактильного восприятия. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
Цель. Развитие тактильной памяти (способности запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам).
Возраст детей: от 4 до 6 лет. Количество детей: от 1 до 10 человек. Используемые материалы: обычные детские носочки с различным наполнением (вата, целлофановый пакет, верёвка, гречка, фасоль, макароны, скрепки, пуговицы, бумага, калька).
Игры с носочками
Игра №1Психолог раскладывает перед ребёнком носочки в ряд, можно зафиксировать порядок расположения. Задание выполняется с закрытыми глазами. Необходимо тщательно, не торопясь, ощупать все носочки, постараться запомнить, какие они на ощупь, и в каком порядке лежат. Затем психолог меняет их местами и предлагает ребёнку разложить носочки в прежнем порядке. Ребёнок открывает глаза и вместе с психологом или сам проверяет правильность расположения носочков.
Игра №2
Психолог предлагает ребёнку взять красный носочек, закрыть глаза и потрогать его. А затем спрашивает – какой он на ощупь? Что он напоминает? Ребёнок должен как можно больше назвать возникших у него ассоциаций, например: «Этот носочек мягкий, напоминает мягкую подушку, пушистую кошечку, лёгкое облачко на небе» и т.д. Также ребёнок может потрогать другие носочки и пофантазировать.
Далее психолог даёт ребёнку два разных носочка и предлагает потрогать их, придумать, на что похожи ощущения от прикосновения. После этого ребёнок, дотрагиваясь до носочков, старается сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Можно предложить ему составить рассказ в соответствии с теми ощущениями, которые у него возникают.
Игра №3
Психолог раскладывает носочки по порядку и предлагает ребёнку потрогать их и запомнить, на что они похожи. Затем ребёнок должен вспомнить и нарисовать свои ассоциации (на что похожи носочки) по порядку.
Игра №4
Играют несколько детей (по числу носочков). Дети садятся на ковёр в круг, каждому даётся носочек, включается плавная, спокойная музыка. Детям предлагается потрогать носочки и представить, что им напоминают возникшие ощущения. А затем – пофантазировать, представить картинки или даже истории. После этого психолог собирает носочки и предлагает детям вспомнить свои ощущения и нарисовать их. Как только рисунки будут готовы, психолог предлагает каждому потрогать все носочки и запомнить свои ощущения. Затем по очереди показывает всем детям рисунки, а дети предполагают какой «носочек» нарисован на рисунке.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция её нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.
Игра №5
Дети садятся в круг. Психолог напоминает им, что у каждого из них есть знакомые — взрослые и дети. Затем раздаёт каждому по носочку и предлагает представить, что каждый носочек — это кто-то из его знакомых. Носочек может напомнить характер, голос, внешность, привычки людей, знакомых ребёнку, например: «Этот носочек напоминает мне Олю, у неё такие же мягкие волосы». Можно предложить нарисовать того человека, которого напоминают носочки.
Игра №6
Дети с закрытыми глазами дотрагиваются по очереди до каждого носочка и сочиняют каждый свою историю. Потом психолог перемешивает носочки, и каждый также с закрытыми глазами вспоминает свою историю и раскладывает носочки в прежнем порядке.
Игра №7
Перед ребёнком раскладываются носочки, он ощупывает их и определяет, какие ему нравятся по ощущению, а какие вызывают неприятные чувства. Психолог предлагает разложить носочки в порядке: от самого неприятного до самого приятного. И спрашивает, что именно вызывает приятные или неприятные ощущения, а ребёнок вспоминает какие-то события: радостные или грустные.
Когда у ребёнка плохое настроение, можно разложить «волшебные» носочки в ряд — от самого неприятного до того, который нравится ему больше всего. Пусть он ощупывает каждый носочек по очереди и чувствует, как «улетучивается» плохое настроение. А если носочков не будет под рукой, можно представить их и проделать всё то же самое в своём воображении.
Ирина Запорожец, педагог-психолог
ГБОУ «Гимназия №1358», г. Москва
- Комментарии