"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Волшебное электричество
Цель: совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе цифровой лаборатории «Наураша», знакомство с электричеством, его основными свойствами, методами получения.
Образовательные задачи:
- совершенствовать общее представление дошкольников об электричестве;
- расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку;
- знакомить детей с причиной проявления статического электричества;
- закреплять правила безопасного поведения в обращении с электричеством.
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, профессор Наураша приглашает нас в лабораторию. Он сегодня расстроен, сообщил мне, что хотел включить магнитофон, вставил вилку в розетку, а магнитофон не работает. Мы с ним долго думали почему, но так и не смогли понять. Может, вы догадаетесь, почему не работает магнитофон? (Высказывания и предположения детей. Нужно подвести дошкольников к мысли, что не работает розетка, возможно в розетке нет электричества.)Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а почему не работает розетка?
Дети: Электричество пропало.
Воспитатель: Совершенно верно! Ребята, а давайте его поищем? Может оно не только в розетке живёт! Нас ждут интересные эксперименты. (Дети подходят к первому столу с табличкой «Танец звёзд». На столе бумажные звёзды, шерстяная ткань и расчёски по количеству детей.)
Воспитатель: Ребята, смотрите как много звёздочек! Наураша утверждает, что эти звёзды могут танцевать. Ребята, вы догадались, как можно звёздочки заставить танцевать? (Надо натереть расчёску шерстяной тканью и поднести к бумажным звёздочкам.)
Воспитатель: Натирая расчёски шерстяной тканью или волосами, вы создаёте на расчёске заряд «статического электричества». Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. За счёт разницы заряда происходит электризация предметов. И они начинают притягивать другие предметы. (Дети переходят ко второму столу с табличкой «Помогите Золушке». На столе тарелки с солью и перцем и расчёски по количеству детей.)
Воспитатель: Смотрите, ребята, здесь какие-то тарелки, а в них, кажется, соль с перцем перемешаны. И расчёски зачем-то? Ребята, Наураша считает, что мы сможем помочь Золушке! Я думаю нужно отделить соль от перца. Как вы думаете, как это можно сделать? (Предположения детей. Ребята предлагают натереть расчёски и пронести над тарелкой, чтобы частички перца притягивались за счет накопленного на расчёске статического электричества. Дети натирают пластиковые расчёски о ткань и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Потому что он легче соли.)
Воспитатель: Здесь тоже «живёт» электричество. Ребята, теперь профессор приглашает в цифровую лабораторию! Отправимся? Думаю, что Наураша в своей электронной лаборатории расскажет нам, где ещё может жить электричество. (Проводятся эксперименты в цифровой лаборатории с яблоком, лимоном, картошкой, солёной водой. Ребята по очереди проводят эксперименты, вставляя электроды в предложенные предметы и растворы, с помощью датчиков цифровой лаборатории обнаруживают, что через них идёт электрический ток.)
Воспитатель: Ребята, смотрите, как много разных предметов, в которых живёт электричество! Ребята, а может нам розетки совсем не нужны? Может подключим магнитофон, ну, например, к лимону или картошке? (Дети приходят к мысли, что магнитофон от лимона работать не будет, в лимоне очень мало электричества.)
Воспитатель: Ребята, а где живёт много электричества? (На электростанции.) А как оно попадает к нам в дома? (По проводам.) Так почему же у профессора в лаборатории не работает розетка?
Дети: Провода оборвались. Или розетка сломалась. Или электростанция не работает!
Воспитатель: А что же нам делать? Как их отремонтировать? Мы с вами это можем сделать? И почему?
Дети: Мы не можем самостоятельно сделать ремонт, так как опасно. В лаборатории есть правила, одно из них – не лезть в розетки.
Воспитатель: Всё верно, ребята! У нас в детском саду есть завхоз, которая отвечает за работу приборов. Мы с ней запишем обязательно в журнал аварийной службы, что у нас не работает розетка и вызовем электрика.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. (Игра «Ток бежит по проводам».)
Ток бежит по проводам (идут по кругу),
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы (делают круговые движения руками перед собой),
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос (делают повороты влево, вправо),
Ток энергию принёс (идут по кругу).
Воспитатель: Ребята, а ещё профессор нам оставил задания на интерактивной доске, давайте попробуем решить их? (Викторина.)
1. Что лишнее (отличить электрические приборы от неэлектрических).
2. Отгадывание загадок (слова: лампочка, электрик, электричество, молния).
3. Что раньше, что сейчас (соотнести современные электрические приборы и их исторических предшественников).
Воспитатель: Ребята, Наураша считает, что вы все молодцы!
Галина Дубовицкая, воспитатель ГБОУ
«Центр образования No 1449», корпус No6, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии