"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
Во саду ли, в огороде
Дидактический материал «Во саду ли, в огороде» разработан нами для решения в работе с дошкольниками целого комплекса развивающих задач: знакомства детей младших и средних групп с предметами окружающего мира, формирования у них сенсорных представлений, пространственных отношений, расширения словарного запаса и его активизации в речи, использования в играх диалогической речи. Наше пособие способствует развитию мелкой моторики и координированных движений рук, совершенствованию действий обследования при восприятии окружающих предметов. В игре младшие дошкольники приходят к выводам о сходстве или различии предметов, учатся группировать однородные предметы, делать обобщения, различать количество предметов «один – много».
«Садово-огородные жители» нашего пособия – это овощи, фрукты и ягоды. Они раскрывают детям богатство цвета, форм и величин, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений, поэтому в процессе игры совершенствуется сенсорное восприятие дошкольников, так необходимое для развития чувственных представлений.
Игры с пособием помогают детям овладеть действиями, которые совершаются с изображаемыми реальными предметами. Мы используем не только рисунки на бумаге, раздаточный материал с картинками на плотном картоне, но и выполненные из разноцветного фетра фрукты, овощи, ягоды. Для поддержания мотивации детей в ходе игры и организации сюрпризных моментов предусмотрены также корзинка, волшебный мешочек, солнышко из фетра и шерстяных ниток.
Авторское пособие «Во саду ли, в огороде» отличают его общеразвивающая направленность; обеспечение свободы выбора ребёнком игрового материала; возможность различных игровых действий с представленными составляющими игрового пособия; их безопасность при использовании мягкого, лёгкого, тёплого материала; возможность изготовления деталей игры в разном цвете и размере, разной формы, что позволяет знакомить детей с произрастающими в регионе их проживания ягодами, фруктами и овощами.
Таким образом, мы представляем практический материал для реализации интегративного подхода в контексте требований ФГОС ДО.
Цель использования пособия: расширить и уточнить представления об овощах, фруктах и ягодах.
Обучающие задачи: учить узнавать указанные фрукты, ягоды, овощи среди других и называть их; закреплять умение выделять свойства предметов, группировать их по цвету, форме, размеру; продолжать знакомить с обобщающими понятиями «овощи», «фрукты», «ягоды». Формировать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы.
Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, память, образное мышление, воображение, точные и ловкие движения рук, пальцев.
Воспитательные задачи: поддерживать желание дошкольников участвовать в коллективных играх, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание правильно выполнить игровое задание.
В пособие «Во саду ли, в огороде» входят следующие элементы: дерево высотой 30 см с кармашками, вкладыши - груши, яблоки, сливы (по 5 шт.); грядка - плоскостной кармашек размером 20х30см, вкладыши - большие и маленькие морковки, огурцы (по 4 шт. каждого размера); большая и маленькая свёкла, картофелины (по 1 шт. каждого размера); куст высотой 24 см с кармашками, вкладыши - виноград, красная и чёрная смородина, малина, крыжовник (по 5 шт.). «Волшебный мешочек» с плоскостными эталонами: зелёные овалы, оранжевые яркие треугольники, красные круги (по 2 шт. большого и маленького размера). Кастрюля с кармашком, вкладыши - помидор, капуста, картофель, болгарский перец, лук репчатый, морковь, чеснок, баклажан (по 1 шт.). Банка, накладные фрукты - сливы, груши, клубника, виноград, яблоки (по 3 шт.). Фрукты крепятся к банке с помощью кнопок.
Примеры развивающих игровых заданий с пособием
Для обучения детей выделять заданные фрукт, овощ или ягоду среди других по внешнему виду предлагаем упражнения «Найди и назови», «Угадай, что это», «Назови цвет и форму», «Что изменилось», «Большой или маленький?», «Что лишнее?», «Что не назвали?» и другие.Для формирования навыков группировки предметов дети выполняют задание «Что где растёт?». Используя макет грядки, дерева, куста, корзинку, нужно сгруппировать овощи, фрукты и ягоды. Предлагаем назвать, где они растут. Учим дошкольников сравнивать и называть цвет, величину предметов, их свойства (гладкий, шершавый, пупырчатый, мягкий, сочный и другие); сравнивать знакомые предметы по основным признакам. Для этого используем упражнения «Найди такой же», «Подбери пару», «Сравни два овоща/фрукта», «Чем похожи?», «Разложи в кучки».
С помощью «Волшебного мешочка» дети на ощупь по форме эталона определяют овощ, фрукт или ягоду, называют их и затем находят среди других на грядке, на дереве или в банке с компотом.
Для формирования словаря, навыков словообразования, грамматически правильного строя речи и стимулирования речевой активности предлагаем детям упражнения «Назови овощ/фрукт/ягоду и его цвет», «Какой будет сок?», «Назови ласково», «Большой и маленький», «В гостях у великана», «Закончи фразу», «Подбери слово» и другие.
Для формирования представлений о простейших связях между предметами ближайшего окружения предлагаем задания «Что из этого готовят?», «Из чего сварим щи?», «Что положим в салат?», «Свари компот».
С помощью стихотворений и загадок про урожай, отдельные овощи, фрукты и ягоды приобщают детей к восприятию художественного слова, способствуют формированию слухового восприятия описываемых признаков предметов, совершенствуют умения детей использовать разные типы высказываний, включать в свою речь образные выражения, эпитеты.
Представленное пособие используем в познавательных беседах «И в салате, и в компоте», «Витамины на грядке», «Приключения картофелины», в сюжетно-ролевых играх «Овощной магазин», «Супермаркет», «Моя семья», в ходе развлечений «Праздник урожая», «Осенины», в поисково-исследовательской деятельности при выращивании весной рассады.
Аурелия Генова, воспитатель
Людмила Закутина, воспитатель
МБДОУ Д/с № 32, г. Ковров
Рекомендуем почитать
- Затейники и фантазёры. Час читательских удовольствий с рассказами Н. Носова
- В поисках сокровищ
- Волшебница-вода
- Комментарии