"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Включение родителей в коррекционную работу с детьми
В детском саду для детей с ОВЗ работа с семьями имеет свои особенности. У многих родителей нет удовлетворённости результатами развития своих детей, поскольку эти результаты не всегда соответствуют их ожиданиям. Родители часто самоустраняются от решения связанных с ребёнком проблем из-за отсутствия представлений о способах их решения. В связи с этим на консультациях наши методические рекомендации направлены на повышение компетентности родителей в вопросах коррекционной работы.
Тема консультации: «Значение рисования для коррекции развития дошкольников».
Оборудование: мультипроектор, ноутбук, экран, детские рисунки, бумага формата А4, цветные карандаши, ватные палочки, заготовки для рисунков, ёмкости с рисом, мисочки.
Содержание беседы
Продемонстрировать родителям особенности развития детей с ЗПР мне помогают их ответы на вопросы: Как ваш ребёнок реагирует на обращение к нему: отвечает сразу, или не всегда слышит вас? Во время чтения детской книги он внимательно слушает или часто отвлекается? Задаёт ли вопросы по содержанию? Как часто ребёнок задаёт вам познавательные вопросы об окружающем? Пытается он, самостоятельно рассуждая, найти на них ответы? Когда вы забираете ребёнка из детского сада и спрашиваете, чем он занимался сегодня, много он может рассказать?Выслушав ответы, поясняю родителям, что так проявляется неумение ребёнка сконцентрировать своё внимание, удержать в памяти объём полученной информации, осмыслить её и проанализировать или обобщить, самостоятельно сделать выводы. Узкая сфера познавательных интересов и неумение переносить полученный опыт в новые условия, планировать свою деятельность, оценивать её результаты, эмоционально откликаться на события, развёрнуто рассказывать о них – это тоже особенности наших детей. Подвожу родителей к выводу о необходимости помочь дошкольникам в развитии и возможности сделать это при сотрудничестве с педагогами.
Рисование как направление коррекционной работы с дошкольниками раскрываю родителям при демонстрации фрагментов видеозаписи НОД их детей при рисовании. Обращаю внимание на следующие задачи:
- формирования сенсорных и метрических представлений; уточнения представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, относительных размерах окружающих предметов и их частей;
- развития зрительного восприятия, внимания и памяти; мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования; пространственного мышления, воображения, ориентировки на плоскости при рисовании в соответствии с простейшими законами перспективы и переносе пропорций предметов и их частей на лист бумаги;
- развития зрительно-двигательной координации и мелкой моторики пальцев рук.
Характер взаимодействия взрослых и детей. На примерах из жизни группы показываю влияние на развитие дошкольников стиля взаимоотношений их с родителями. Предлагаю посмотреть на детский рисунок и демонстрирую его на экране. Спрашиваю: «Что вы скажете о нём своему ребёнку?». Выслушав разные варианты ответов родителей, предлагаю им представить себя детьми, а меня их мамой, которая пришла забрать ребёнка из детского сада. Ребёнок приносит мне этот рисунок, и я спрашиваю: «Ну, и на что это похоже? А почему так криво? А что это сверху?». Или говорю: «Как хорошо ты подобрал цвет! А вот одно ухо получилось ниже, чем нужно, но мы дома потренируемся рисовать, чтобы было ещё красивее». Выясняю, как родители себя чувствуют в каждой ситуации, хочется ли им что-то исправить.
Привожу следующий пример. Предлагаю взять чистый лист бумаги и нарисовать дождь в городе, а затем представить чувства ребёнка, когда он пытается по заданию взрослого нарисовать то, что не умеет.
Материалы для рисования. Демонстрирую родителям изобразительные материалы, которые мы используем в нашем детском саду на занятиях по рисованию. Это: гуашь, акварельные краски, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки, уголь, сангина, соус и другое. Предлагаю попробовать порисовать и поясняю, что при создании рисунка у ребёнка всегда должен быть выбор изобразительных материалов, он должен иметь возможность самостоятельно решить вопросы об их использовании и сочетании.
Показываю, какие материалы подходят для нетрадиционного рисования, и как использую его приёмы, чтобы вселить в детей уверенность, дать почувствовать состояние успеха. Раздаю заготовки из цветного картона с нарисованными стеблем и листьями. Предлагаю изобразить белый одуванчик: взять ватные палочки, связанные в пучок, обмакнуть концы палочек в белую гуашь и отпечатать, продолжая начатую художником работу.
Обучающие приёмы. Знакомлю родителей с упражнением «Накормим птичку» и предлагаю его выполнить. Для этого нужно взять тремя пальцами щепотку крупы и насыпать её в мисочку тонкой струйкой, протирая между подушечками пальцев. Показываю также разные варианты пальчиковой гимнастики и массажа пальцев рук для развития мелкой мускулатуры.
Демонстрирую видеозапись фрагмента НОД дошкольников по рисованию и раскрываю возможность использования опорных схем для облегчения анализа изображаемого предмета. Поясняю, что в начале обучения эти схемы очень подробные, выполнены в цвете, а к концу подготовительной группы они приобретают схематический характер, а затем и вовсе не требуются детям.
Отмечаю, что детский сад – сопровождающая организация, которая готова оказать родителям помощь в вопросах обучения и развития детей, а основные задачи решает семья. Желаю участникам собрания успехов и творческих находок, благодарю их за внимание.
Светлана Соловьёва, воспитатель
МБДОУ Д/с № 101, г. Ульяновск
- Комментарии