"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2019
Весёлый оркестр
Наиболее доступными для детей, а потому более любимыми и предпочтительными, являются элементарные шумовые музыкальные инструменты. Они побуждают в ребёнке интерес к миру звуков, который окружает нас повсеместно. Стоит только показать, как шум превратить в музыку и научить это слышать. Звучание и вид инструментов, привлекают внимание ребёнка и побуждает к самостоятельной, без чьей-либо помощи, способности извлекать из них звуки. Задача педагога – показать и «отойти в сторону», предоставив возможность проявить творчество. Подобные игры являются первичной формой импровизации. В совместном музицировании могут принять участие дети любого уровня развития и даже дети с ОВЗ. Для расширения кругозора и музыкального опыта детей на занятии можно использовать дополнительный инструмент, на котором сыграет педагог (скрипка, гитара, флейта, балалайка и другие). В таком случае стоит обратить на этот инструмент отдельное внимание, сыграть на нём и рассказать об инструменте подробнее.
Цель: развитие тембрового слуха и воображения, посредством игры на музыкальных инструментах.
Образовательные задачи:
- формирование знаний о музыкальных инструментах;
- знакомство с методами и приёмами игры на элементарных музыкальных инструментах;
- формирование первоначальных навыков игры в ансамбле, совместном творчестве.
- развитие творческих способностей;
- Развитие интереса и приобщение к музыке.
- воспитание в учениках любви к работе с инструментом.
Реквизит для занятия: коробка с изображениями музыкальных инструментов (можно сделать самостоятельно, обклеить коробку цветной бумагой, распечатанными картинками инструментов, которые нужно положить в коробку). Трещотка, барабан, дудочка, колокольчик, деревянные ложки, бубен для игры и другие детские музыкальные инструменты для детского оркестра. Голубая ткань для грустной дорожки, красная ткань для весёлой дорожки (подвижная игра «Музыкальные дорожки»). Ткань можно заменить, сделав отпечатки следов ног из цветного картона. Красные (около 10 штук) и синие (около 10 штук).
Ход досуга
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами поиграем в музыкальные игры, послушаем разную музыку, познакомимся с музыкальными инструментами и создадим большой музыкальный оркестр! Вы знаете, что такое оркестр? (Ответы детей.) Оркестр - это когда много разных музыкальных инструментов играют все вместе, но не просто каждый инструмент играет что-то своё, а это когда все инструменты играют вместе какую-то одну музыку. У каждого инструмента в оркестре своя важная роль. Например, барабан отстукивает ритм и сбиваться ему нельзя, а вот, например, дудочка или скрипка играет мелодию и ей очень важно слушать ритм и тоже не сбиваться. Но самое главное, что начать и закончить нужно всем вместе. Для этого в оркестре есть специальный человек, он называется – дирижёр. Обычно он не играет ни на каком инструменте, но в руках у него есть специальная палочка, которая так и называется- дирижёрская палочка. Стоит дирижёр всегда перед музыкантами, чтобы каждому музыканту было его хорошо видно, вот как я сейчас перед вами! Вам всем меня сейчас хорошо видно?Дети: Да!
Ведущая: И вот как раз дирижёр взмахом своей дирижёрской палочки показывает музыкантам, когда начать играть и когда закончить! Но оркестры бывают разные, и в некоторых оркестрах дирижёр тоже играет на каком-нибудь инструменте, но и тогда его должно быть хорошо видно всем музыкантам. А сейчас внимание на экран, посмотрим видео, которое познакомит вас с некоторыми музыкальными инструментами, и мы с вами увидим, как они выглядят и звучат, а также как они играют все вместе. Посмотрите, а потом мы с вами скажем, какие инструменты вы увидели. (Дети смотрят короткое музыкальное видео «Маленький оркестр», источник YouTube канал «Мультмама».) Итак, сейчас вы увидели и узнали некоторые инструменты. Скажите, кто запомнил, какие инструменты вы узнали? (Ответы детей.) Надо сказать, что в данном видео были показаны не все инструменты, которые существуют. Наверняка с какими-то вы уже встречались на наших занятиях. И сейчас мы проверим ваши знания! Сможете ли вы угадать по звуку, какой инструмент звучит? У меня есть «волшебная коробка», в которой живут инструменты, но, чтобы их оттуда достать, нужно правильно угадать по звуку инструмент и назвать его. (Проводится игра «Волшебная музыкальная коробка». В коробке: бубен, трещотка, ложки, барабан, дудочка, колокольчик. Звучат по очереди записи звучания музыкальных инструментов, дети угадывают названия и этот инструмент вынимается из коробки.) Ребята, а вы знаете, что музыка бывает разная? Весёлая и грустная, медленная и быстрая. Сейчас мы поиграем в игру «Музыкальные дорожки». Правила игры простые. Сейчас будет включаться разная музыка, если вы услышите, что музыка быстрая и весёлая, то нужно пробежать на носочках по красной весёлой дорожке, а если услышите, что музыка медленная, грустная и печальная, то идите медленно и спокойно по синей грустной дорожке! (Проводится игра «Музыкальные дорожки».) Здорово! Теперь вы знаете, что музыка бывает разная. А сейчас настало время создать нам с вами свой музыкальный оркестр! Хотите?
Дети: Да.
Ведущая: А что нам для этого нужно?
Дети: Музыкальные инструменты.
Ведущая: Правильно! Музыкальные инструменты! (Детям раздаются шумовые инструменты. Отдельно проигрываются короткие партии с каждой группой инструментов (ложки, бубны, колокольчики), затем дети играют все вместе. Педагог может играть аккомпанемент на фортепиано, можно включить фонограмму и играть вместе с детьми на одном из шумовых инструментов, а можно играть мелодию на другом инструменте (например, на скрипке). Оркестр исполняет РНП «Во саду ли, в огороде».) Вот такой дружный большой оркестр шумовых и ударных инструментов у нас получился! Вам понравилось?
Дети: Да.
Ведущая: Было интересно и весело! Я очень рада! А мы с вами на этом прощаемся! До свидания, ребята!
Анастасия Коляда, муз. руководитель
ГБОУ Школа 183 ДО 1, г. Москва
- Комментарии