"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2017
Весёлая академия
Основная цель данного дидактического пособия – это обогащение сенсорного опыта детей, повышение уровня развития познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями.
Данное пособие имеет ряд черт, обеспечивающих его оригинальность. Предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального; сделано из бросового подручного материала; просто и удобно в обращении. Пособие доступное, яркое, многофункциональное, при выполнении задания даёт возможность осуществления перехода от простого к более сложному, имеет высокую развивающую возможность.
Пособие многофункционально, так как может быть использовано для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр с данным пособием. Помните: переход к следующей игре осуществляется только после автоматизации предыдущей.
Игра «Найди друзей»
Цель: изучение и закрепление знания цветов, названия геометрических фигур, определение величины (большой-маленький), осуществление перехода от сопоставления к самостоятельному называнию.Ход игры: сначала педагог показывает ребёнку геометрическую фигуру и просит показать такую же, затем предлагает ребёнку самостоятельно найти заданную геометрическую фигуру по названию, затем найти друзей для каждой геометрической фигуры, похожих на неё. Усложняя задание, педагог может попросить ребёнка найти определённую геометрическую фигуру определённого цвета и размера.
Игра «Весёлый паровозик»
Цель: развитие умения следовать инструкции, закрепление сенсорных эталонов.Ход игры: педагог предлагает ребёнку присоединить к паровозику вагончики. Варианты заданий: только круглые (квадратные, треугольные, прямоугольные), только красные (жёлтые, зелёные). Усложняя задание, педагог может предложить за каждым круглым вагоном присоединить, например, квадратный или за каждым красным круглым вагоном присоединить жёлтый треугольный вагон.
Игра «Геометрическая мозаика»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, слуховой памяти, мышления, умения выкладывать предметы из геометрических фигур по образцу, создавать сюжетные картины.Ход игры: сначала ребёнку предлагается раскладывать определённые предметы в определённые места, например: большой жёлтый треугольник вверху, маленький красный круг внизу, справа большой синий треугольник. Далее можно предложить выложить из геометрических фигур сначала какой-то определённый предмет по схеме, а затем придумать самостоятельно. Усложняя игру, ребёнку можно предложить объединить составленные предметы в сюжетную картину и составить рассказ или сказку по получившемуся сюжету.
Игра «Цвет и форма»
Цель: развитие обучаемости, умения запоминать правило и следовать ему, ориентироваться в пространстве, закрепление знания цветов и геометрических форм.Ход игры: сначала педагог даёт ребёнку возможность рассмотреть таблицу, в верхней строке которой обозначены цвета, а в левом вертикальном столбце – геометрические фигуры. Затем педагог предлагает ребёнку заполнить таблицу геометрическими фигурами таким образом, чтобы каждая фигура заняла своё место с учётом цвета и формы.
Игра «Где чьё место»
Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие обучаемости, слухового восприятия, концентрации внимания, умения следовать инструкции.Ход игры: сначала педагог предлагает ребёнку рассмотреть цветные карточки с бесцветными геометрическими фигурами, затем просит ребёнка заполнить пустые места на карточке геометрическими фигурами соответствующего цвета и формы. Также ребёнка можно попросить проговаривать название выбираемой фигуры и её цвет.
Игра «Соседи»
Цель: развитие логического мышления, обучаемости, пространственного восприятия, закрепление знания цвета и формы.Ход игры: педагог предлагает ребёнку рассмотреть домики и сравнить их по величине, размеру и количеству окон, определить, в каком домике можно разместить больше жильцов, а в каком меньше. После этого ребёнку
предлагается заселить геометрические фигуры, например, два треугольника и два квадрата в домик с четырьмя окошками таким образом, чтобы две одинаковые фигуры не располагались рядом по соседству. Далее ребёнку предлагается домик с девятью окошками (соответственно количество фигур может быть следующее: три круга, три квадрата и три овала), затем с двенадцатью и шестнадцатью.
Игра «Укрась корону»
Цель: развитие пространственного восприятия, обучаемости, умения находить нужную фигуру из предложенных по заданным параметрам.Ход игры: сначала педагог предлагает ребёнку украсить корону драгоценными камнями одного определённого цвета, при этом ребёнок должен учитывать форму этих камней. Усложняя задание, ребёнку можно предложить украсить корону так, чтобы два камня были одинаковые или один отличался от всех остальных.
Игра «Логические цепочки»
Цель: развитие логического мышления, анализа и синтеза.Ход игры: педагог предлагает ребёнку рассмотреть карточку с изображением последовательно располагающихся фигур, определить, какая фигура должна быть следующей и продолжить выкладывание геометрических фигур, соблюдая определённую последовательность, указанную на карточке. Необходимо предлагать ребёнку карточки, переходя от лёгких к более сложным последовательностям.
Игра «Логические таблицы»
Цель: развитие логического мышления, обучаемости, умения следовать инструкции.Ход игры: ребёнку предлагается распределить геометрические фигуры в таблице таким образом, чтобы одна и та же фигура не повторялась более одного раза в каждом ряду и каждом столбце.
Ольга Скачкова, педагог-психолог,
Наталья Рожкова, воспитатель МБДОУ Д/с «Белочка»,
п.г.т. Федоровский Ханты-Мансийский АО – Югра
Рекомендуем почитать
- Комментарии