"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2017
Василиса-рукодельница
Цель: воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры.
(Под музыку русских народных инструментов дети рассаживаются в фольклорной комнате, в которой всё размещено и готово к занятию: куделя, пучок льна, гребень, веретено, прялка с донцем, прялка – стояк, ткацкий стан, кусок домотканой ткани, домотканое вышитое полотенце, салфетки.)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, в какой красивой горнице мы сегодня с вами оказались. Сегодня к нам на занятие пришла кукла Василиса, она поможет многое увидеть и узнать. А сарафан на ней, посмотрите, какой – Царицынского уезда.
Воспитатель: Вещи и предметы, которые вы видите вокруг, очень красивые и могут рассказать, как жили люди давным-давно и что делали своими руками. Посмотрите, девочки, на свои платья, похожи они на Василисин сарафан, на её расшитую рубашку?
Дети: Нет, не похожа Василисина одежда на нашу.
Воспитатель: А вы знаете, как Василиса тяжело трудилась, чтобы одеться в такой красивый наряд? Из чего же сшит сарафан у Василисы? Сейчас мы узнаем.
Воспитатель: Давным-давно это было. Каждую весну сеяли в деревне лён.
У высохших пучков отсекали «головки» – коробочки, в которых находились семена и корни. Оставшуюся часть растения замачивали в речке, положив сверху камень. Вода растворяла кору, а волокнистое вещество оставалось. Потом снопы вытаскивали из воды, сушили на солнышке или в бане и начинали трепать, то есть отделять оставшиеся твёрдые частицы от волокнистой сердцевины. Потом получившийся пучок-куделю расчёсывали вот таким гребнем (показать, спросив зачем дети расчёсывают волосы, дать детям потрогать куделю). Какая она?
Дети: Мягкая, пушистая.
Воспитатель: А что ты, Василиса, делала дальше?
Кукла: А потом из кудели надо было спрясть нитки, ведь пушинки в куделе очень непрочные и легко рвутся. Помогали это делать вначале прялка с донцем и веретено.
Воспитатель: Да, дети, работа эта была очень тяжёлая, требовала внимания, ведь для того, чтобы одеть всю семью ниток требовалось очень много. Девочки пальчиками вытягивали пушинки, скручивали пальчиками и наматывали на палочку, которая вертелась и называлась веретено. За зиму напряла наша Василиса много ниток на веретёна, смотала их в мотушки. На какое слово похоже? Правильно, на катушки. Когда она уставала, то играла в игры с младшими братишками и сестрёнками. (Проводится игра: «Ах, ты дедушка Прокоп, уродился твой горох?...». В ходе игры дети славят солнце и дождь – основу урожая сельхоз культур.)
Воспитатель: Итак, за эту зиму напряла Василиса много ниток, и остались они лежать до следующей зимы. Ведь летом много другой работы в огороде: капусту, огурцы надо посадить, полить – не до ткачества... Но вот прошло лето, осень, опять наступила зима, и села наша Василиса за ткацкий стан, который сделали ей старший брат и батюшка. Ткацкий стан нужен был для того, чтобы переплетать на нём нитки и сделать ткань. Это было обязательное и обычное женское занятие: с малолетства таких девочек как наша Василиса учили прясть, ткать, шить, вышивать. О ткачестве было сложено много пословиц и поговорок. Какие вы знаете?
Дети: Какова пряха, такова на ней рубаха. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи». «Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки».
Воспитатель: И вот соткали ткань. (Воспитатель даёт детям рассмотреть кусок льняного холста.) Но ткань у нас получилась не очень красивого серого цвета. Если мы сошьём сарафан из такой ткани, будет ли он красивым? А рубашка? А что же нужно сделать?
Дети: Покрасить.
Воспитатель: Верно. Когда вы рисуете, краски берёте в коробке, а Василиса нашла краски в лесу. Отварила кору дуба, положила в отвар ткань, и стала она коричневой. А настой зелёной травы красил ткань в зелёный цвет. Корни лесного растения морены окрашивали ткань в красный цвет. Белый цвет получали путём беления холстов на жарком летнем солнце или на мартовском солнце и снегу. И вот ткань окрашена. (Воспитатель показывает ткань разных цветов и попросить назвать цвета.)
Воспитатель: И вот наступила третья зима, и стала Василиса шить одежду.
Как шьёт мама? Верно, на швейной машинке. А много лет назад одежду шили руками, используя только ножницы, нитки и иголку. А какой красивый получался сарафан и нарядная рубаха с вышитыми рукавами! (Воспитатель демонстрирует сарафанный комплект.)
Кукла: Про сарафан пели.
Вышивала сарафанчик уколола пальчики.
Не ходите вы за мною, озорные мальчики.
Про него же шутливо говорили: «Везде ты, сарафан, пригождаешься, а не нужен, сарафан, так под лавкой наваляешься». Сарафан носили все: и девочки, и женщины, и старушки. Это была национальная одежда русской женщины.
Воспитатель: А давайте заглянем в сундук, куда Василиса складывала своё рукоделие, готовясь к замужеству. (Дети рассматривают вышитые полотенца, скатерти, салфетки, любуясь узорами.) Искусную пряху, швею и ткачиху называли рукодельницей.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки.
Чем больше я верчусь, тем больше я толстею.
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.
Нос железный, а хвост кудельный.
Из земли вырастаю – весь мир одеваю.
Воспитатель: Ответьте теперь на мои вопросы.
Кто знает, как начинается сказка «О царе Салтане...»? Из чего шили одежду люди в далёкие времена? (Из льняной ткани.) На чём люди пряли пряжу? Почему это была тяжёлая работа? Чем красили ткани? Кто прял, ткал, шил, вышивал? Как этих мастериц называли? Посмотрите ещё раз на одежду. Каких цветов больше всего?
Дети: Белого и красного, а ещё чёрного цвета.
Воспитатель: Это и были любимые цвета у русского народа. Понравилась вам Василиса? А чем понравилась? А почему её звали рукодельницей? (Выслушиваются ответы детей.) Вот и говорили на Руси: «Хлеб насущный, а лён – всемогущий!», «Уродится лён, так шёлк, а не уродится – зубами щёлк!».
А теперь давайте попрощаемся с Василисой и попросим её прийти к нам ещё раз в гости, чтобы рассказать что-нибудь очень интересное.
Наталья Акимова, старший воспитатель
МДОУ Д/с №290, г. Волгоград
Рекомендуем почитать
- Комментарии