"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
В нашем доме детвора развивается всегда!
Грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды является залогом и одним из основных факторов развития детей в условиях детского сада.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий реализации Основной образовательной программы дошкольного образования и должна соответствовать следующим требованиям: насыщенность, полифункциональность, транформируемость, вариативность, доступность и безопасность.
В группе раннего возраста данные требования обеспечиваются за счёт таких атрибутов, как ширма, которая идеально подходит для трансформации игрового пространства группы, разделяя её на зоны, которые дети могут использовать в зависимости от сюжета игры либо для разделения пространства между собой для разных игр. Также ширма обладает свойством полифункциональности, являясь не только перегородкой, но и, например, кукольным театром. То же относится и к крупным, модульным конструкторам. С их помощью можно и зонировать пространство группы, и сделать постройку, необходимую для сюжета игры.
Для детей младшего возраста такие преобразования игрового пространства совершает воспитатель, трансформируя и преображая группу, мотивируя тем самым детей к игровой деятельности.
Вариативность и насыщенность обеспечивается разнообразием игрового материала в группе, размещённого по развивающим центрам. Однако, чтобы не перегружать пространство и не рассеивать внимание маленьких детей, однотипных игрушек в центрах находится немного. Они периодически меняются, создавая эффект новизны, что стимулирует игровую деятельность.
В нашем дошкольном учреждении при организации развивающей предметно-пространственной среды используется зонирование. Группа условно делится на три зоны активности: рабочую, где дети занимаются различными видами деятельности, предполагающими статичное положение (рисование, настольные дидактические игры, индивидуальная работа с воспитателем), зону малой активности (сюжетно-ролевые игры, театрализация и др.) и активную зону (виды деятельности, предполагающие физическую активность детей). Активная зона составляет примерно 50% всего пространства группы. Достаточная двигательная активность детей имеет большое значение не только в группе раннего возраста. Она необходима любому ребёнку для нормального физического, психического и интеллектуального развития. А самым маленьким ещё и способствует успешной адаптации, так как дети преодолевают стресс, выплёскивая его в физическую активность.
Кроме того, мы считаем важным зонирование по гендерному соответствию. В настоящее время в обществе полоролевые стандарты достаточно размыты, индифферентны. Поэтому полоролевое воспитание принимает особое значение. В группе определены две зоны, оборудованные для мальчиков и для девочек. При этом всем детям предоставляются равные возможности для игр в этих зонах. Совместную деятельность педагоги организуют в обоих зонах со всеми детьми, но при этом в одной и той же зоне дети отыгрывают разные социальные роли, например, «мама» и «папа», формируя таким образом разную гендерную принадлежность.
Развивающие центры в группе раннего возраста организованы в соответствии с ООП и программой «Детство».
Сенсорное развитие детей в раннем возрасте – задача большая и важная, поэтому и центр в группе объёмный. Часть игрового материала в центре сенсорного развития постоянно находится в свободном доступе детей для совместной и самостоятельной деятельности детей и содержит бизиборды, пирамидки, вкладыши, лабиринты, тактильные и шумовые пробы, матрёшки и прочее. Ещё часть, содержащая дидактические материалы, предназначена только для совместной деятельности с воспитателем, непосредственно-образовательной деятельности и индивидуальной работы. Сюда входят шнуровки, мозаики, доски Сегена, набор «Дары Фребеля», эталоны геометрических форм и прочее.
Центр конструирования наполнен разными видами конструкторов, преимущественно крупных размеров. Здесь есть и напольный пластиковый конструктор, и мягкий модульный, и настольный деревянный, кубики разных размеров деревянные и мягкие, крупный конструктор LEGO. Детский конструктор незаменимый в любом возрасте, как непосредственно для конструирования, так и для использования в виде предметов-заменителей в сюжетных, сюжетно-ролевых играх.
Неоспорима важность физической активности для развития детей. В нашем детском саду физкультуру у детей раннего возраста проводят воспитатели в группе, поэтому центр спорта особенно необходим и разнообразно наполнен. Он содержит различные спортивные снаряды и атрибуты для спортивных игр: мячи, обручи, кегли, шары, кольца, скакалки, дуги для подлезания. Любимым аттракционом детей этого возраста является горка. Здесь дети и активно двигаются, играют и получают удовольствие. Незаменим для маленьких детей мягкий туннель, который оказывает помимо всего прочего благоприятное психологическое воздействие на малышей.
Центр речевого развития по своему содержанию значительно отличается от подобных центров в более старших группах, так как первую младшую группу нередко посещают неговорящие дети. Кроме дидактических игр и пособий для развития речи и наглядного материала центр содержит игры и пособия для формирования речевого дыхания (султанчики, цветочки, свистульки, ватные шарики, мыльные пузыри), звучащие игрушки-повторяшки, игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук (прищепки, массажные мячики).
Центр искусства состоит из двух частей – это изобразительное искусство и музыка. Центр содержит шумовые музыкальные инструменты, игрушечные копии музыкальных инструментов, музыкальные шкатулки, поющие игрушки, музыкальные книжки, а также материалы для изобразительного творчества, такие как гуашевые и пальчиковые краски, карандаши, мелки, трафареты, печати, большие кисти, бумага крупного формата, пластилин и др.
Центр литературы и театрализации в нашем детском саду объединён в один, так как по возрасту дети воспринимают художественную литературу через театрализацию и обыгрывание. В доступе детей несколько книг, которые меняются в соответствии с темой. При этом здесь находятся разные виды театров. Это и куклы бибабо, и пальчиковый театр, и настольный деревянный, и костюмы для ряженья, и шапочки животных - героев русских сказок.
Ещё одна важная задача педагогов при работе с детьми раннего возраста – развитие игровых навыков и предпосылок сюжетно-ролевой игры: взятие на себя роли, использование ролевой речи, проигрывание простых бытовых сюжетов и т.д. Поэтому центр сюжетно-ролевой игры в группе раннего возраста объёмный и занимает значительную часть группы. В центре имеются атрибуты для игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Кухня», «Прачечная», «Дочки-матери», «Гараж», «Мастерская» и др. Атрибуты для игр реалистичные, так как дети ещё не готовы играть, используя предметы-заместители. Этому они научатся в течение года. Для того, чтобы стимулировать детей к игре, воспитатели создают в развивающей среде «игровые ситуации», расставляя атрибуты и игрушки так, как будто игра уже началась: стол накрытый для чаепития, за которым сидят куклы, гладильная доска с лежащей на ней кукольной рубашечкой и утюг, стоящий наготове, построенная часть дома из крупного конструктора и самосвал со строительным материалом и т.д. Такая организация развивающей среды как будто намекает ребёнку на сюжет и стимулирует его к началу игровой деятельности.
Обязательным в любой группе детского сада является уголок уединения, где ребёнок может отгородиться от шумной группы детей, побыть наедине с собой, отдохнуть и получить эмоциональную разгрузку. Уголок в группе раннего возраста представлен в виде детского игрового домика. Он лёгкий, мобильный, дети могут самостоятельно переносить его с места на место, чем также трансформировать пространство группы. Уголок очень популярен у детей, бывает полезен в период адаптации к детскому саду, часто там находятся дети с меланхоличным темпераментом, которые быстро устают от большого количества других детей вокруг.
В группе раннего возраста нашего дошкольного учреждения при организации развивающей предметно-пространственной среды мы руководствуемся принципами, в которых отражена специфика педагогической работы с детьми данного возраста.
Принцип стимуляции игровой деятельности или эмоциогенности. Развивающая предметно-пространственная среда строится так, чтобы стимулировать ребёнка к игре и развитию. Некоторые примеры работы данного принципа были описаны выше. Ещё одно средство – это потешки. Это небольшие стишки из устного русского народного творчества, которые оформляются и расклеиваются в группе и являются некими подсказками воспитателю. Воспитатель детей раннего возраста должен постоянно разговаривать с детьми и комментировать всё происходящее, стимулируя развитие речи детей. С потешками каждый режимный момент становится и игровым, и развивающим.
Принцип индивидуализации – это одно из требований ФГОС, и в первой младшей группе индивидуализация связана в большей степени с семьёй ребёнка. В группе имеется семейный уголок, где находятся семейные фотографии детей, посещающих группу. Они помогают создать уют и семейную обстановку для ребёнка за счёт косвенного присутствия близких малыша. Фото семьи могут быть представлены в форме фотоальбома, который дети могут полистать и посмотреть за столом или в уголке уединения. Также в группе используются экран именинников, индивидуальные картинки на кабинках, кроватках, полотенцесушителях.
Принцип игрового комфорта. В раннем возрасте дети играют не вместе, а рядом. Они ещё не способны играть в общую игру и делить роли между собой. Поэтому, когда один ребёнок берёт куклу и начинает с ней играть, второму тоже нужна кукла и он хочет играть точно также. Для снижения конфликтогенности в группе раннего возраста имеется достаточное количество кукол, машинок и т.д. Этот принцип существенно отличает группу раннего возраста от всех других групп.
Принцип сензитивности означает, что среда должна соответствовать возрасту и тем сензитивным периодам, которые проходят дети на этом этапе развития. Сюда относятся потешки, наличие и насыщение некоторых центров развития. Ещё один пример реализации данного принципа – наличие зеркала в группе. В раннем возрасте у детей активно развивается самосознание и формируются представления о себе. Для этого очень важно иметь зеркало, в которое ребёнок может видеть себя в полный рост.
Также на развитие самосознания влияет так называемое правило порядка. Это правило действует всегда во всех группах и во всех образовательных организациях, но в группе раннего возраста оно имеет особое значение. Правило порядка формирует понятие личного пространства ребёнка. У каждой вещи и игрушки есть своё место. Поиграл, положи на место. Когда, например, дети сидят на стульчиках, у каждого из них есть своё место (стульчик), как часть пространства, которое принадлежит ему. Это место Васи, а это – Пети, но уже не Васи. Поэтому важно наводить порядок в группе вместе с детьми, поддерживать его и учить этому детей.
Принцип творческой самодеятельности. Такой принцип есть у Сергея Леонидовича Рубинштейна, и относится он к педагогике, то есть направлен на детей. Мы взяли на вооружение этот принцип в работе с педагогами, поощряя инициативу, творческий поиск у педагогов в создании и построении развивающей среды в группах. Развивающая предметно-пространственная среда создаётся руками педагогов и за счёт их творчества. А творчество – очень капризная вещь, которая требует минимум критики и максимум поддержки. При реализации данного принципа педагоги самореализуются в профессии и преобразуют детский сад.
Таким образом, построение и организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста является сложным, многофакторным процессом, но от качества его реализации зависит эффективность развития и адаптации детей в детском саду.
Виктория Филинова, старший
воспитатель, МКДОУ
Д/с № 333, г. Новосибирск
- Комментарии