"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
В мире камней
Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. В наше время, когда ребёнок очень мало общается с природой, а свободное время всё больше занимает компьютер и телевизор, очень важно помочь ему увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Цель: развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать; формирование стойкого познавательного интереса детей к процессу экспериментирования.
Обучающие задачи: знакомить с различными свойствами камней; учить делать выводы на основе проведённых опытов.
Коррекционно-развивающие задачи: участвовать в посильной практической деятельности; способствовать развитию и обогащению сенсорных ощущений детей с нарушением зрения; активизировать сохранные анализаторы.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Участники проекта: воспитатели, родители, сотрудники детского сада дети старшего дошкольного возраста.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Основные формы реализации проекта: занятия, игры с камушками, экскурсии, наблюдения, работа с родителями, чтение художественной литературы, роспись по камушкам, экспериментирование.
Продукт проектной деятельности: создание мини-музея «Чудесные камни», выставка «Волшебные превращения камней», развивающие игры «Расставь по величине», «Найди, что изменилось?»
Материалы и оборудование: коллекции природных и искусственных камней; шкатулка с украшениями из поделочных камней (бусы из малахита, граната, агата) и письмо от гномов; иллюстрации построек из камня, памятников, фонтанов и; камни и исследовательские таблицы для каждого ребёнка, мисочка с водой, лупы, монетки, гвоздики, дольки лимона, цветные карандаши.
Подготовительный этап
Проводятся прогулки, на которых дети собирают разные камни для коллекции. В последствии данная коллекция пополняется искусственными камнями. На данном этапе также проводятся различные игры с камушками, изучается литература осуществляется подбор материалов для выполнения экспериментальных работ. Педагогами оформляется информационный уголок для родителей: консультации по теме.Идея основного этапа
Поскольку гномы считаются хранителями подземных сокровищ, к детям приходит гном со шкатулкой и письмом от своих братьев – гномов. В письме гномы отмечают, что у каждого камешка есть своя история, свои интересные свойства. Гномы предлагают детям найти свой камень и узнать его секрет.Ребята рассматривают камушки в шкатулке, проводится игра-исследование «Какие камешки бывают?», организуется беседа на тему: «Для чего нужны камни?» После проделанной работы дети приступают к экспериментированию. У всех детей разные камушки. Результаты исследований заносят в специально разработанную таблицу. Ниже предлагаем описание опытов, предложенных детям.
Опыт № 1
Дети рассматривают камни через лупу и отмечают на листочке, какого цвета их камень, делают зарисовку цветными карандашами.
Опыт №2
Предлагаем участникам эксперимента потрогать камни. Определить, какой он на ощупь – гладкий или шершавый? Результат отмечается в таблице.
Опыт №3
Дети внимательно рассматривают камни, обнаруживают сколы, трещинки, узоры, следы древних животных или растений. Если какие-либо характеристики есть, то в таблице ставят «+», если нет «-». Затем детям предлагается поцарапать камень ногтем. Если на камне появилась царапина, в таблице дети ставят «+», если нет «-». При этом педагог отмечает, если царапина осталась на камушке, значит он мягкий. Самые твердые камни дети царапают небольшим гвоздём, если и в этом случае на них не останется следа, значит это самые твёрдые камни.
Опыт №4
Далее берём лимон, предлагаем детям выдавить его сок на камень и понаблюдать, что станет с камнем. Например, мягкий известняк начинает «шипеть», на его поверхности появляются мелкие пузыри. Это происходит потому, что у камней разный состав. Результаты проверки заносятся в таблицу.
Опыт №5
Воспитатель предлагает детям опустить камни в воду и посмотреть, что будет происходить? Останется ли камень на поверхности воды или утонет? Результаты эксперимента заносятся в таблицу. После того, как дети выявили результат эксперимента, воспитатель задаёт вопрос «Все ли камни, которые нашли, тонут?» Например, керамзит или пористый туф остаются на поверхности воды. Педагог обращает внимание детей на цвет камня после такого, как он был опущен в воду?
Далее проводится ряд мероприятий, посвященных данной теме: игра на развитие воображения «Живые камни», занятие по ознакомлению с окружающим «Зачем человеку нужны камни», лепка, рисование по замыслу «Волшебные превращение камней», чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
Заключительный этап
Изготавливается папка-раскладушка «Мы экспериментируем», оформляются «Музей камней» и альбомы с иллюстрациями «Мир камней».Проводя опыты, дети увидели, что камни бывают разного размера, цвета, формы, поверхности, состава, а также они бывают мягкие и твёрдые. А это значит, что у каждого камешка есть свой секрет. В ходе экспериментальной деятельности было отмечено повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей, развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности к камням, укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Раиса Алексеева, воспитатель I кв. кат.
МБДОУ комп. вида №48 «Винни-Пух»
Г. Набережные Челны, Респ. Татарстан
- Комментарии