"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
В гостях у Снеговика
Цель: создание условий для повышения любознательности и познавательной мотивации через обогащение чувственного опыта детей.
Коррекционно-образовательные:
- стимулировать проявление познавательной, игровой, коммуникативной, речевой активности детей в процессе сюжетной игры;
- активизировать и расширить словарный запас детей за счёт качественных прилагательных (белый, мокрый, холодный, колючий, резной, тёплый, пушистый, твёрдый), относительных прилагательных (бумажный, стеклянный).
- развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности во взаимосвязи с развитием восприятия (сенсомоторная интеграция);
- развивать тактильную чувствительность пальцев рук через практические действия с различными по текстуре материалами; термические ощущения детей;
- развивать зрительно-двигательную координацию, совершенствовать прослеживающую функцию «глаз-рука».
- формировать устойчивый эмоциональный контакт ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности.
- снеговик – предметное изображение и кукла би-ба-бо;
- маленькие снежинки на ниточках; 5 больших снежинок, вырезанные из листа бумаги А4;
- нестандартное оборудование – сенсорная дорожка из каштанов, морских камешков, киндер-сюрпризов, фасоли; тактильная игра «Мы рисуем снеговика», ледяные снежки-горошки, палочка-моталочка;
- нестандартные материалы – природный материал: каштаны, морские камни; бросовый – киндер-сюрприз; ледяные снежки-горошки; снежки из синтепона;
- фонограммы-аудиозаписи: логоритмика «Зимняя пляска», игра в снежки (мелодия «Кабы не было зимы»);
- перечёркнутые и зашумлённые картинки с изображением снеговика – 4 шт.; листы белой бумаги А4; фломастеры;
- аппарат «Светлячок», калька;
- проигрыватель – бумбокс; металлофон; магнитный мольберт, 2 цветных ведра с синтепоновыми снежками; тарелочки; бутылочки с тёплой водой.
Ход деятельности
(В кабинете учителя-дефектолога дети находят палочку-моталочку, начинают её наматывать и двигаться по направлению к музыкальному залу. Педагоги (учитель-дефектолог и учитель-логопед) и дети заходят в музыкальный зал и видят следы.)Учитель-дефектолог: Что это? (Ноги, следы.)
Учитель-дефектолог: Как вы думаете, кто их оставил? (Медведь, птички.)
Учитель-дефектолог: Пойдём по ним и узнаем?! (Дети идут по следам, находящихся на сенсорной дорожке из каштанов, морских камешков, киндер-сюрпризов, фасоли, и подходят к магнитной доске.)
Учитель-логопед: Кто же спрятался под снегом? Чтоб скорее нам узнать, надо снежинки сдувать. (Дети дуют на снежинки.)
Учитель-дефектолог: Не получается сдуть все снежинки.
Учитель-дефектолог: Чтобы их убрать, надо о снежинках красивые слова сказать. Слово называем, снежинку убираем (Мокрая, холодная, колючая, резная, белая, серебристая. Снимая последнюю снежинку, дети обнаруживают снеговика. Звук волшебной музыки (на металлофоне), снеговик «оживает» – учитель-логопед надевает куклу би-ба-бо на руку.)
Учитель-дефектолог: Кто оставил следы и спрятался от нас? (Снеговик.)
Снеговик, снеговик!
Ты откуда здесь возник?
Мы здесь гуляли,
А тебя не видали!
Снеговик: Я весёлый снеговик,
К снегу, холоду привык.
Поиграю с вами я,
Нарисуйте вы меня. (Проводится пальчиковая тактильная игра «Мы рисуем снеговика». Перед каждым ребёнком лежит аппликация: снеговик, сделанный из разнофактурного материала – соли, синтепона, бархатной бумаги, наклеенных на лист гладкой бумаги. Внизу сделана дорожка из риса.)
Учитель-дефектолог: Мы рисуем, мы рисуем длинную дорожку, (Указательным пальцем проводят по дорожке.)
А потом ещё разок и ещё немножко.
Походи, походи, по дорожке походи. («Шагают» по дорожке средним и указательным пальцами.)
Мы рисуем, мы рисуем, снежный ком катаем. (Указательным пальцем обводят по контуру нижний ком снеговика.)
Ну, а песенка всегда в деле помогает.
А на нём ещё кружок белый и пушистый. (Указательным пальцем обводят по контуру средний ком.)
Нарисуем мы снежок круглый, серебристый.
Самый маленький кружок рисовать мы станем. (Указательным пальцем обводят по контуру верхний ком.)
И лепить, лепить снежок даже не устанем.
Раз – кружок, (Показывают на нижний ком.)
Два – кружок, (Показывают на средний ком.)
Три – кружок. Считаем. (Показывают на верхний ком.)
Кто же это получился?
Снеговик: А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки:
Круглый, скользкий и не сладкий,
Им кидаются ребятки.
В варежку легко он лёг
Холодный, беленький комок,
А зовут его … (Снежок.)
(Снеговик даёт детям ведёрко со снежками.)
Снеговик: Со снежком мы поиграем!
Вот снежок – (Показывает ведёрко с ледяными снежками-горошками.)
Он непростой…
Он волшебный!
Вот какой! (Проводится сенсорное упражнение с ледяными шариками. На столе перед каждым ребёнком стоит пластиковая тарелка с ледяными шариками. Дети накрывают шарики ладошкой, катают их в тарелке по часовой стрелке, произнося текст. Затем они кладут ладони на бутылки с тёплой водой. Упражнение сначала делают правой, затем левой рукой.)
Снеговик: На столе лежат горошки,
Прижимаю их ладошкой
И катаю их по кругу.
Друг за другом,
Друг за другом.
Тают гладкие горошки
Под горячей, под ладошкой.
Учитель-дефектолог: Какие горошки? (Холодные, мокрые, скользкие.) Снежки-горошки холодные и руки холодные, как же их ещё согреть? (Подуть на них, потереть друг о друга, надеть варежки. Проводится дыхательное и слуховое упражнение «Греем ручки». Снеговик совместно с детьми дуют на руки со звуком «х-х-х…» и растирают их.)
Учитель-дефектолог: А ещё можно похлопать в ладоши, чтобы согреть.
Снеговик: Я похлопаю в ладоши, (Хлопает, воспроизводя простой ритмический рисунок.)
Вы послушайте немножко.
А теперь вы поспешите
И хлопки повторите. (Дети повторяют хлопки в заданном ритме.)
Снеговик: Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладоши.
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, (Обнимают себя за плечи, хлопают в ладоши.)
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Рукавички мы надели, (Выполняют движения «надеваем рукавицы», показывают кисти рук то тыльной, то ладонями.)
Не боимся мы метели.
Да-да-да, да-да,
Да-да-да, да-да!
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем сильнее. (Топают ногами.)
Топ-топ-топ, топ-топ,
Топ-топ-топ, топ-топ!
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились. (Кружатся на месте и выполняют «фонарики».)
Ля-ля-ля, ля-ля,
Ля-ля-ля, ля-ля! (Снеговик высыпает синтепоновые снежки из ведёрка, и дети играют в снежки.)
Снеговик: Ой, ребята, я с вами заигрался, а мне пора уходить, но оставлю вам на память своё фото, найдите меня и своим друзьям покажите. До встречи! (Снеговик уходит, дети говорят ему: «До свидания!». Проводится игра «Зашумлённые картинки»: дети находят и обводят Снеговика через аппарат «Светлячок» и кальку.)
Учитель-дефектолог: Вот и нашли вы фотографию Снеговика, вернёмся в группу и расскажем ребятам о нашем приключении. (Дети под аудиозапись песни «Кабы не было зимы…» идут в группу.)
Наталья Григорова, учитель-дефектолог,
Ирина Бородулина, учитель-логопед,
МБДОУ Детский сад № 47,
г. Новочеркасск, Ростовская область
- Комментарии