"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2013
Увлекательное рисование
Тема занятия — роспись сарафана для матрёшек. И страх испачкать руки исчез после первого же занятия. Дети с удовольствием макают один палец в красную краску, другой — в синюю, третий — в зелёную. В результате у всех, кто рисовал, всё получилось. Боязнь «не умею», «не могу» побеждена! Каждое занятие удивляет детей новизной и неожиданным решением.
Мы используем разные техники: рисование пальчиками, оттиски и печати, воздушные фломастеры, граттаж, набрызг, рисование пёрышком, нитками. Все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при создании большой работы используем несколько техник сразу, так как любая нетрадиционная изобразительная техника даёт ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать…
Разве вам не интересно узнать, что получится при рисовании русского народного костюма цветным клеем или Павлово-Посадских шалей техникой узелкового батика? Каждый из методов — маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт свободу самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. Большинство работ выполняется аккуратно, с хорошей техникой рисования.
Разнообразие способов рисования в декоративно-прикладном искусстве рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и весёлые.
Нетрадиционные техники рисования
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. Каждым пальчиком набирает краску разного цвета. После работы пальчики вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Печать «тычком» и ватной палочкой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка с краской, гуашью, палочка, на конце которой закреплён шарик из поролона, ватная палочка, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на тычок или ватную палочку и наносит оттиск на бумагу.
Рисование карандашным штрихом
Средства выразительности: линия, пятно, штрих.
Материалы: карандашный штрих, трафареты из плотной бумаги любого цвета и размера.
Способ получения изображения: ребёнок берёт карандашный штрих и рисует путём давления на штрих, осуществляя задумку.
Воздушные фломастеры
Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу, точка, фактура.Материалы: воздушные фломастеры — блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.
Способ получения изображения: ребёнок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берёт необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет. Чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами. Чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.
Рисование цветным клеем
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.Материалы: клей ПВА разводится темперными красками в разной пропорции, в зависимости от нужного насыщения цвета.
Способ получения изображения: ребёнок берёт тюбик цветного клея и рисует, выдавливая из тюбика клей.
Холодный батик
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: краска гуашь, кисти, кольцо для закрепления ткани, можно вместо кольца завязать ткань узелком.
Способ получения изображения: ребёнок берёт ткань в нужном месте (там, где будет располагаться элемент), и продевает её в кольцо. Кистью набирает краску и красит ткань, которая находиться в противоположной стороне от маленького «хвостика». Затем достает ткань из кольца, разглаживает и прокрашивает нужные места ткани.
Граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.Материалы: картон или плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую
Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дал большой толчок развитию детского интеллекта, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить. Необычные способы рисования так увлекают детей, что в группе разгорается настоящее «пламя» творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Мы вместе с детьми сами придумываем и изготовляем некоторые инструменты для рисования. Это разнообразные «тычки», печатки, инструменты для работы в технике граттаж, для росписи филимоновской игрушки — пёрышко (до сих пор мастерицы Филимоново используют его для росписи глиняных игрушек), нитки для рисования вологодских кружев и т.д.
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, даёт возможность сделать прекрасное своими руками.
Нина Ермолаева, старший воспитатель
д/с «Ласточка», п.Таёжный Тюменской области
- Комментарии