"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2015
Урок-викторина «Здравствуй, весна-красна!»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Весна».
Задачи:
- расширять лексический запас слов по теме «Насекомые»;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать внимание, наблюдательность, смекалку;
- воспитывать дух соревнования, честности, целеустремлённости;
- привлечь родителей к участию в воспитательной работе класса, школы.
Ход занятия
Учитель: Отгадайте загадку.Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет.
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла … (весна).
(Входит Весна. Её роль исполняет одна учениц.)
Весна: Зовут меня весною – я девушка – Весна.
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.
Чтоб с юга прилетели весёлые грачи.
Учитель: В природе бывает три весны. Весна света – март, весна воды – апрель, весна – зелёной травы – май.
Март – месяц света. С каждым днем всё дольше задерживается на небе солнышко, а 22 марта оно светит целых 12 часов, потому, что 21 марта – день весеннего равноденствия. Значит опять, как и 21 сентября день стал равен ночи. Второй весенний месяц – апрель — месяц воды.
Апрель называют снегогон, водолей. Тёплые дожди смывают зимнюю грязь, согревают землю. А ещё апрель называют месяцем туманов. Все перелётные птицы вернулись домой из тёплых стран, хлопочут в гнёздах, песни распевают. А весна с каждым днём убыстряет свой бег.
Май пришёл. Вот приволье! Май – месяц зелени и цветов, травник, песенник. Это самый красивый и самый тёплый весенний месяц. Цветут черёмуха, вишни, яблони. Цветут первоцветы: мать-и-мачеха, медуница, хохлатка. Чуть зазеленеет лес – послышится голос кукушки, а потом и трели соловья.
Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.
Учитель: Вот вы и узнали тему нашего урока. Как видите, урок у нас будет необычный. Мы проведём его на свежем воздухе в школьном дворе в форме викторины. Участвовать в ней будут две команды: «Лучики» и «Ручейки». Оценивать участие будут члены жюри. За каждую победу в конкурсе команда получит жетон-солнышко. У кого в конце конкурса солнышек окажется больше, тот и будет победителем викторины.
Здравствуй весна-красна!
1 конкурс «Назови приметы весны»В этом конкурсе каждая из команд будет по очереди называть приметы, которые предвещают нам весну. За каждый ответ команда получает жетон-солнышко. Примету, которую назвала команда соперников повторять нельзя. Свой ответ начинайте словом «Весной …».
2 конкурс «Найти логическое завершение проблемы»
Команды должны по очереди ответить на вопросы «Кто кем был раньше?» или «Что чем было раньше?»
- Чем раньше была снежинка? (Капелькой воды.)
- Кем раньше была птица? (Птенцом.)
- Кем раньше была лошадь? (Жеребёнком)
- Чем раньше была берёза? (Семечком, серёжкой.)
- Чем раньше был деревянный дом? (Лесом.)
- Чем раньше было облако? (Водой, озером.)
Каждая команда по очереди называет весенние праздники. За каждый правильный ответ жетон-солнышко. (Восьмое марта, День Победы, Праздник Пасхи, Вербное воскресенье, 1 Мая, День космонавтики — 12 апреля.)
4 конкурс «Подбери рифму»
Подобрать рифмованные слова. Например, картина- корзина, матрёшка-лукошко и так далее. Кто больше подберёт рифмованных слов, тот и выигрывает. (Слова для игры: дом-ком-сом, мак-лак-рак, ракета- карета-конфета, берёза-роза-мимоза, дудочка-булочка- трубочка, книжка-малышка-сынишка.)
5 конкурс «Игра «Да-Нет»
Слушать рифмованные вопросы и давать положительные или отрицательные ответы.
1 команда
Ручейки весной текут? (Да.)
Крокодилы в них плывут? (Нет.)
Аль большие корабли свои грузы повезли? (Нет.)
На полянах расцвели одуванчики-цветы? (Да.)
Мы букеты соберём? (Да.)
Новый год встречать пойдём? (Нет.)
С крыши падает вода? (Да.)
Это снег растаял? (Да.)
Из берлоги лезет зайка? (Нет.)
На него надета майка? (Нет.)
2 команда
Или в шляпе он с пером? (Нет.)
И медведя целиком
Хочет съесть, но тот не хочет? (Нет.)
И от страха так хохочет,
Что все звери стали петь? (Нет.)
Или всё ж таки медведь
Начал с голоду реветь? (Да.)
Рыбку в речке он найдёт? (Да.)
Медвежатам принесёт? (Да.)
Птицы с юга прилетают? (Да.)
Звонки песни распевают? (Да.)
Весну в гости зазывают? (Да.)
6 конкурс « Загадки»
Каждой команде нужно отгадать загадки, за правильный ответ – жетон. (В конкурсе используются любые загадки на тему весны.)
7 конкурс «Составить слова из слогов и разделить их на две группы»
Ответы: Бабочка, стрекоза, подснежник, георгин. Муравей, ромашка, кузнечик, гвоздика. Работают коллективно. Обе команды получают жетоны
8 конкурс «Кроссворд» о насекомых»
9 конкурс «Распредели цветы»
Каждому участнику раздаётся рисунок с изображением цветов. Дети должны распределить их на две группы: цветы, которые растут в поле, и цветы, которые растут на клумбе.
10 конкурс «Стихи и приметы весны»
Команды соревнуются между собой, кто больше расскажет стихов и примет о весне.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ирина Кмита, учитель-логопед
ГБОУ СОШ №2006 г.Москвы ЮЗАО
Рекомендуем почитать
- Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
- Игры на обогащение речи
- Русские народные музыкальные инструменты
- Комментарии