"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Умей дружить
Проходя сложный путь социализации, ребёнок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая выступает как фактор стресса длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии. Практически в каждом классе можно заметить ребёнка, которому сложно взаимодействовать с окружающими, ему трудно договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, ссор и скандалов, просить о помощи. Частая проблема, с которой приходят родители на консультацию к психологу – «Мой ребёнок ни с кем не дружит». С одной стороны, нельзя сказать, что это плохо, но у многих родителей вызывает дискомфорт отсутствие у ребёнка друзей. За свою жизнь нам приходится общаться с массой разных людей, одни приходят на мгновенье, другие на всегда. Как же облегчить ребёнку этот не простой путь - путь общения, путь дружбы.
Условно процесс дружбы можно разложить на отдельные составляющие и обучить им ребёнка. Расскажите ему, как правильно знакомиться с ребятами, с чего начинать и как заканчивать разговор; научите просить и предлагать помощь, чем-то делиться, а также благодарить и принимать благодарность. Дружеские отношения начинаются со знакомства. Но для того, чтобы знакомство прошло гладко, родители или педагоги должны заранее подготовить ребёнка. Это поможет ему увереннее чувствовать себя в детском коллективе: в песочнице, на игровой площадке или просто в саду или школе.
Подготовку можно начинать дома, к примеру, перезнакомить друг с другом игрушки со словами: «Привет! Как тебя зовут? Давай дружить». После такой несложной процедуры вашему ребёнку будет гораздо легче подходить к другим детям и знакомиться. Но, важно помнить, что все дети разные и если одним будет даваться процедура знакомства легко, то другим в силу своего характера тяжелее. Главное набраться терпения и поддерживать ребёнка, подбадривать словами «Ты молодец!», «У тебя всё получится!», «Не получилось сейчас, не расстраивайся, обязательно получится в следующий раз».
Среди детей часто возникаю конфликты, потому, что дети не обладают врождёнными способностями к общению, а учатся им в процессе взросления. Столкновение интересов детей приводит к ссорам и конфликтам. И вот здесь обнаруживается очень серьёзная проблема – дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться. Ребята обзываются, препираются, жалуются воспитателю или учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить чужую вещь. Бывают случаи, когда ребёнок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам. Всё это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.
Наша задача, научить детей взаимодействовать друг с другом. Прежде всего уметь договариваться – значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств, как уважение мнения других, доброжелательное общение, правильное формулирование своих просьб или требований, управление своими эмоциями. Помимо этого, детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, с приёмами воздействия на других участников ссоры, с правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.
Цель: дать представления детям о правилах общения в различных сферах взаимодействия людей, о конструктивных навыках общения; сформировать чувства общности.
Задачи: рассказать детям о правилах поведения людей во взаимодействии друг с другом; обучить навыкам сотрудничества, дать понять, что каждый человек уникален и интересен; познакомить с системой приёмов, позволяющих контролировать эмоции.
Материалы и оборудование: картинки с изображением правил поведения в школе (Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками.), набор деталей для одежды, картинки друзей.
Умей дружить
Педагог: Ребята, предлагаю вам поздороваться необычным способом. Я произношу фразу «Доброе утро…» и те, кого я назову, машут мне рукой. Попробуем? (Проводится упражнение «Доброе утро…».)Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кто пришёл сегодня в школу!
Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!
Педагог: Ребята а вы знаете какие-нибудь дорожные знаки? (Ответы детей.) Правильно, они помогают водителям соблюдать правила, показывают, как и где можно ездить. Дорожные знаки помогают не только водителям, но и пешеходам, они помогают нам понять, где и как вести себя на дороге. Как вы думаете, а есть ли в школе правила? Подскажите мне, что нельзя делать на уроках? Как надо вести себя на уроках? (Ответы и рассуждения детей.) Правильно, правила существуют и в школе. Смотрите, я принесла вам картинки, давайте порассуждаем, о чём они? (Ответы детей.) Сколько всего вы знаете, молодцы! Скажите, без кого вам будет сложно учиться? Кто вам будет помогать, в трудную минуту? (Подводим к мысли о друге.) Мы с можем привести много разных примеров дружбы. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен? (Педагог проговаривает начало фразы, а дети окончание.)
Пятачок и… (Винни-Пух.)
7 гномов и… (Белоснежка.)
Чебурашка и… (Крокодил Гена.)
Мальвина и… (Буратино.)
Малыш и … (Карлсон.)
Вы хорошо знаете друзей и наверняка умеете дружить. Ребята, у меня есть ещё одно задание. Предлагаю вам разделиться на команды и стать модельерами. Вы знаете, кто такие модельеры? (Объяснить детям кто такой художник-модельер. Проводится упражнение «Ателье». Дети делятся на команды. Им предлагаются детали одежды платья и комбинезона. Задача детей разукрасить детали и соединить их в одно изделие. В каждом наряде не хватает одной детали, зато есть она у другой команды. Когда дети обращаются к психологу он предлагает найти выход, подводя к мысли что можно спросить у второй команды, обратиться за помощью.)
Педагог: Молодцы, вы отлично потрудились и смогли сами смоделировать одежду. Давайте поблагодарим друг друга, скажем «Спасибо всем!» и похлопаем в ладоши.
Наталья Гришанина
педагог-психолог МБОУ СШ № 12
г. Арзамас, Нижегородская область
Рекомендуем почитать
- Развивающая предметно-игровая система «Платы КАЙЕ»
- Готовимся к школе
- Творить – созидая, гореть – не сгорая…
- Комментарии