"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Удивительный мир часов
Цель: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- знакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем;
- закреплять знания о принципе работы часов и их роли в жизни человека;
- развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Тип проекта: исследовательско-творческий, групповой.
Продолжительность: среднепродолжительный (месяц).
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе «Формирование элементарных математических представлений». Главная цель – дать детям представление о понятии «время» в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Прогнозируемый результат реализации проекта
В работу с детьми будут внедрены методы проектной деятельности. Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого. Дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления). Получат новые знания о главном назначении часов и их разновидностях. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, научатся анализировать и делать выводы. Полученные знания должны оказать положительное влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
1 этап – подготовительный этап работы
Цель: определить основные направления работы.- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини-музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечение родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
2 этап – основной этап работы
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелке и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Солнечные часы или часы на небе», «Похитительница воды следит за временем», «Часы – свечи», «Часы без стрелок (песочные часы)», «Механические часы», «Электронные часы», «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».
Чтение художественной литературы: О. Анофриев «Тик-Так», В. Берестов «Без четверти шесть». С. Баруздин «Стихи о человеке и его часах», И. Мирошникова «Песочные часы», «Стихи про часы и о времени», С. Маршак «Мы в часы мячом попали», Н. Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О. Подтуркина «Часы», И. Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А. Мальгинова «Часы для Биби», М. Манакова «Мой день».
Рассматривание энциклопедий: «Как работают вещи (про часы)», В. Степанов «Время», «Часы».
Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
Творческая деятельность: рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные». Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография), «Часы-солнышко» (тестопластика). Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная). Аппликация «Наручные часы». Создание альбома «Часы», «Самые известные часы в мире». Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов.
Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови сутки», «Мои первые часы», «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?». Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?». Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времён точное время).
НОД: Социализация с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов». Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», «Какие бывают часы?». Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам». Создание презентации «Путешествие в прошлое часов».
Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки). Наполнение мини-музея группы «Мир часов» интересными экспонатами. Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов). Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
3 этап – заключительный этап работы
Цель: обобщить полученный опыт.- Создание мини-музея «Мир часов».
- Создание коллекции современных часов (наручные).
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы».
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.
Наталья Варшавская, воспитатель
МБДОУ Д/с № 54 «Веснушки», г. Междуреченск
Рекомендуем почитать
- Алла Романова, главный редактор
- Игрушки в подарок
- Нетрадиционные изобразительные техники в работе с дошкольниками
- Комментарии