"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Тундровые промыслы
Конспект познавательного развлечения с детьми старшей группы
Цель: знакомство детей с тундровыми промыслами.
Задачи:
- давать детям знания о быте и промыслах людей, ведущих кочевой образ жизни;
- развивать физические навыки: ловкость, меткость, быстроту реакции, мелкую моторику рук;
- развивать внимание, воображение, фантазию, эстетические чувства;
- воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование: фото с изображением стойбища, фото птиц; музыкальное сопровождение; кусочки цветного сукна, клей-карандаш, заготовки ненецкой куклы «Уко» (по количеству детей), карточки с изображением птиц и животных по количеству детей (по 2 шт.); фигуры гусей 5 шт., «ушки» оленей (по количеству детей), бутафорские ягоды 4 вида по 22 шт., ведёрки 4 шт., мячи маленького размера 20 шт., сумочки-«тучейки» для сбора жетонов 2 шт.
Ход занятия
(В группу заходит воспитатель в национальном ненецком костюме.)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются и подходят к педагогу: рассматривают костюм.) Я приглашаю вас поучаствовать в состязаниях «Тундровые промыслы», в которых мы выявим самых ловких, самых быстрых, самых умелых среди вас. Сейчас я раздам вам карточки с изображением птиц и животных нашего родного края. (Карточки крепятся на груди каждого ребёнка.) Ну что готовы?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Тогда идём за мной! (Дети вслед за воспитателем шагают к мультимедиа оборудованию. Педагог ведёт беседу с детьми и выясняет, что дети знают о жизни в тундре, и задаёт наводящие вопросы.)
Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на экране? (Тундру, природу, стойбище.) Как называется жилище оленеводов? (Чум.) Ребята, как называют людей, которые живут в тундре? (Оленеводы и чумработницы.) Почему их так называют? (Оленеводы пасут оленей, чумработницы ведут хозяйство в чуме.) Чем ещё занимаются люди в тундре? (Ответы детей.) Молодцы ребята! Много знаете о жизни в тундре.
Воспитатель: Я раздала вам карточки с изображением птиц и животных. Ваше первое задание найти стульчик с таким же изображением. (Дети делятся на две команды при помощи дидактической игры «Найди пару».)
Воспитатель: Молодцы! Быстро справились и у вас получились две команды – «Пастухи» и «Охотники». А теперь мы начинаем настоящие состязания «Тундровые промыслы»! За каждое выполненное задание команда получит по жетону. Вы их будете складывать в «тучейки». Кто знает, что это? (Ответы детей.) Верно, это ненецкие сумочки. В конце всех игр мы посчитаем жетоны, у какой команды их окажется больше, та станет победителем.
Воспитатель: Как мы уже с вами говорили, в тундре люди не только пасут оленей, но и ловят рыбу, охотятся на птиц. И сегодня мы с вами ненадолго превратимся в настоящих охотников и оленеводов. (Дидактическая игра «Узнай птицу по крику».) У настоящего охотника должно быть не только острое зрение, но и отличный слух. Ведь он может узнать по звуку зверя или птицу. Вот и мы сейчас проверим, знаете ли вы, как кричат птицы нашей тундры. (Звучит запись крика птиц: гусей, лебедей, чаек, уток, совы. Когда дети определяют птицу по крику, на экране появляется её изображение.)
Воспитатель: А сейчас мы проверим, кто из вас самый меткий охотник. (Подвижная игра «Самый меткий охотник».) Я приглашаю первыми на гусиную охоту команду «Пастухи». Вам надо взять по одному мячу, хорошенько прицелиться и «выстрелить». За каждое попадание вы получаете по жетону. (Дети строятся в колонну на одной стороне зала, с другой стороны стоят игрушки гусей. Аналогично проводится игра с командой «Охотники».)
Воспитатель: Мы уже убедились, что вы отличные охотники, ловкие и меткие, а теперь пора узнать, получатся ли из вас хорошие пастухи. (Дидактическая игра «Найди своё клеймо».) Итак, следующее задание: надо найти своего оленя по клейму. А что такое клеймо? (Ответы детей.) Это отметка на ухе оленя. У каждого хозяина оно своё. По клейму можно легко узнать, кому принадлежит олень. Команде «Пастухи» я раздам «клеймо», а команде «Охотники» – «ушки», вы будете оленями. Олени разбегаются по «тундре»! «Пастухи» идут искать своих оленей. (Дети ищут пару. Затем команды меняются местами, игра повторяется.)
Воспитатель: Хорошая хозяйка чума летом обязательно собирает ягоды. Какие ягоды растут у нас в тундре? (Ответы детей, педагог показывает картинки с изображением ягод, уточняя цвет и размер.) Молодцы! Сегодня вы тоже будете собирать ягоды. (Воспитатель раздаёт ведёрки.) У вас в ведре находится по одной ягодке, вам надо собрать такие же и как можно быстрее. (Подвижная игра «Сбор ягод». На полу рассыпаны бутафорские ягоды: голубика, черника, психа, брусника. Собирают на скорость по два человека с каждой команды.)
Воспитатель: В тундре вместе с взрослыми живут и дети. Как вы думаете, чем они занимаются, когда на улице сильная пурга и выходить из чума нельзя. (Ответы детей.) Сейчас у вас много игрушек, которые мы можем купить в магазине, а в старину игрушки делали только своими руками. И у ненцев были куклы «Уко». Посмотрите, какие они бывают. (Воспитатель показывает детям «Уко», мама, девушка, бабушка, девочка, папа, юноша, дедушка, мальчик.)
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста к столикам. Здесь разложены уже готовые куклы, но они не украшены. Давайте нарядим их! Украшать их наряды мы будем цветным сукном, полоски которого надо приклеить к заготовкам кукол. (Воспитатель при необходимости помогает индивидуально.)
Воспитатель: А сейчас вы узнаете, какие животные живут в нашей тундре. Отгадайте загадки. (Воспитатель предлагает стихотворные четверостишья-загадки о волке, зайце, лисе, медведе, росомахе, песце, рыси, тюлене.)
Воспитатель: Вот и подошли к концу наши непростые состязания. Давайте сосчитаем жетоны, которые вы заработали. (Подводятся итоги, дети получают подарки, забирают украшенные куклы «Уко».)
Кристина Тайбарей, воспитатель ГБДОУ
НАО «Детский сад», п. Красное, Ненецкий АО
- Комментарии