"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
Тренируем пальчики
В детском саду в рамках образовательного процесса большое внимание уделяется психофизиологическому и социальному развитию, а также охране жизни и укреплению здоровья детей. И в этом плане особую роль играют физкультурно-оздоровительные мероприятия, в частности, пальчиковые игры.
Пальчиковые игры способствуют двигательной активности детей, координации движений, эмоциональному подъёму, гармоничному физическому и умственному развитию. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет развитие речи, овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).
Что даёт пальчиковая гимнастика детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
Матрёшки
Мы — красавицы матрёшки, (Разжимаем кулачки.)Разноцветные одёжки, (Шевелим пальчиками.)
Раз — Матрёна, два — Малаша, (Загибаем поочерёдно пальцы.)
Мила — три, четыре — Маша, Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. (Сжимаем и разжимаем кулачки 2 раза.)
Дымковские барышни
Мы игрушки расписные,Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке. (Сжимаем и разжимаем кулачки на протяжении потешки.)
Подарки
Пошла Маша на базар, (Пальчики шагаем по столу.)Принесла домой товар.
Родной матушке — платок
Посерёдочке цветок. (Изображаем руками цветок.)
Братьям-соколам — по козловым сапогам (Стучим кулачками по столу.)
Сестрицам-лебедицам — по белым рукавицам. (Двигаем сцеплёнными пальчиками.)
Едут, едут бабка с дедом
(Сгибаем руку в локте, поднимаем кисть вверх и растопыриваем пальцы. Получается дверь между указательным и большим пальцем и три окошка. Пусть малыш за вами повторяет.)Едут, едут бабка с дедом! (Просунем мизинец в первое окошко между мизинцем и безымянным пальцем со стороны ладони.)
Нет, то скачет конь с соседом. (Кладём на мизинец безымянный палец — теперь из окошка выглядывают двое.)
Нет, то два мешка с овсом. (Кладём на безымянный средний палец.)
Нет, то кот дерётся с псом. (Кладём на средний указательный палец.)
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать? (Просунем в «окошко» большой палец, расталкивая других. Уберём все пальцы из «окошка».)
(Теперь делаем то же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами.)
Едут, едут бабка с дедом!
Нет, то пастушок с обедом,
Нет, то водят хоровод,
Нет, то снова пёс и кот!
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать? (Далее то же самое, но пальчики выглядывают в третье «окошко» между средним и указательным пальцами. После этого все пальцы убираются и вместе с рукой «выбегают» через «дверь» между большим и указательным пальцами, перебирая пальчиками-ножками.)
Едут, едут бабка с дедом!
Едут папа с мамой следом!
И подарков — целый воз!
А за ними — кот и пёс!
Ну чего же зря кричать?
Побежали их встречать!
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять, (Ладони лежат на коленях или на столе.)Червячки пошли гулять. (Сгибая пальцы, подтягиваем к себе ладонь — движение ползущей гусеницы.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять. (Идём по столу указательным и средним пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони.)
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает. (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.)
Каркает: «Вот и обед!» (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.)
Глядь — а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.)
Капустка
Мы капустку рубим, рубим, (Двигаем прямыми ладонями вверх-вниз.)Мы капустку солим, солим, (Поочерёдно поглаживаем подушечки пальцев.)
Мы капустку трём, трём, (Потираем кулачок о кулачок.)
Мы капустку жмём, жмём. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Пять пальцев
На моей руке пять пальцев,Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять! (Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки. На счёт — поочерёдно загибаем пальчики на обеих руках.)
Мои пальчики
Мои пальчики расскажут,Что умеют — нам покажут. (Хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками.)
Их 5 на каждой руке. (Пальцы рук прикасаются друг к другу 4 раза.)
Сделать всё смогут, всегда помогут.
Они на дудке играют, (Показываем растопыренные пальцы.)
Вещи стирают, (Хлопаем в ладоши.)
Везде подметают, (Далее все движения соответствуют тексту.)
Щиплют, ласкают, мячик кидают —
Пять и пять моих быстрых пальчиков. (Показываем пальцы обеих рук.)
Пирог
Тесто ручками помнём, (Сжимаем и разжимаем пальчики.)Пирог сладкий испечём. (Складываем ладони обоих рук в виде пирога.)
Серединку смажем джемом, (Гладим пальчиками ладонь одной руки.)
А верхушку — вкусным кремом. (Приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения.)
И кокосовой крошкой
Присыпаем пирог немножко, (Имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук.)
А потом и чай заварим, (Как будто помешиваем чай.)
Пирогами вас одарим. (Сжимаем пальцы в кулачки.)
Алсу Мустафина, старший воспитатель
ГБОУ, Д/с №2250», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Весёлые числа
- Положение о проведении конкурса «Создание условий для реализации Регионального компонента с учетом ФГОС»
- Сказочное путешествие с Цветиком-семицветиком
- Комментарии