"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2014
Тренажёр «Заниматика»: удобно и наглядно
Процесс зрительного восприятия при слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза. Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, цветоразличения, бинокулярности, стереоскопии приводят к тому, что страдает его точность, скорость и полнота. Всё это осложняет формирование чувственно-практического опыта детей: они не могут в полном объёме получать адекватную информацию об окружающем мире, а имеющиеся у них знания о нём часто бессистемны, вербализированы. Это является предпосылкой возникновения вторичных отклонений в развитии ребёнка.
- Вследствие зрительного дефекта у детей нарушается зрительное восприятие, что влечёт за собой задержку самостоятельного передвижения, нарушение координации движений. У таких детей обнаруживаются трудности ориентировки в пространстве, несовершенство зрительно-моторных координаций, слабая дифференцированность моторики, может наблюдаться отсутствие самоконтроля, саморегуляции, что сказывается на координации, согласованности движения рук и глаз.
- Нарушения зрения снижают мотивационную сторону познавательной деятельности, обусловливают отсутствие интереса к ежедневной работе по лечению и коррекции зрения. Это объясняется вялостью, инертностью, малой подвижностью из-за трудностей пространственной ориентировки, нарушения моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире. У детей страдает ориентировка на рабочем месте.
- Особые трудности представляет овладение такими способами умственных действий как: восприятие, запоминание, следование инструкциям взрослого.
Описание стенда-тренажёра
Стенд-тренажёр «Заниматика» сделан из белого и цветного оргстекла, куда входят:
- доска размером 102×130 см;
- квадрат зелёного цвета размером 30×30 см, на нём 117 кнопок для составления узоров из канцелярских резинок;
- ромб жёлтого цвета размером 32×32 см, на нём приклеены крышки (бросовый материал);
- треугольник синего цвета со стороной 30 см, на нём футляры-крышки из-под контактных линз;
- прямоугольник розового цвета размером 30×48 см, предназначен для нанизывания предметов разной величины;
- круг красного цвета D 30 см, на нём мочалка в виде цветка;
- внизу на доске 5 крючков с мешочками: первый мешочек с объёмными геометрическими фигурами; второй — с плоскими геометрическими фигурами; третий — с мелкими предметами для рассматривания и сортировки; четвёртый — с бросовым материалом; пятый — с природным материалом.
Найди свою фигуру
Цель: развивать устойчивое внимание; способность обобщать объекты по признаку цвета, формы, величины; связную речь; самоконтроль; закреплять представления о геометрических фигурах.Вариант 1. Ребёнок на доске находит нужную фигуру.
Вариант 2. Педагог кладёт в мешочек игрушки и предметы разной формы, показывает ребёнку поочерёдно круг, квадрат и прочие фигуры и предлагает ему найти в мешочке на ощупь предмет такой же формы.
Вариант 3. Из канцелярских резиночек ребёнок выкладывает геометрические фигуры.
Построй дорожку
Цель: закреплять знания детей об основной цветовой гамме и её оттенках; развивать внимание, память, мелкую моторику рук.Вариант 1. Выложить дорожку из красных (синих, зелёных) кругов.
Вариант 2. Выложить дорожку из больших красных (синих, зелёных) кругов. Вариант 3. Выложить дорожку из маленьких красных (синих, зелёных) кругов.
Собери бусы и гирлянды
Цель: развивать восприятие цвета, формы, величины, концентрацию внимания, умение анализировать и обобщать.Вариант 1. Предложить ребёнку собрать рассыпавшиеся бусы одного цвета.
Вариант 2. Предложить ребёнку собрать бусы, чередуя цвета.
Нарисуй солнышку лучики
Цель: развивать восприятие цвета, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.Предложить детям из прищепок нарисовать солнышку лучики: одного цвета, разноцветные, много (мало) лучей, короткие (длинные) лучи.
Раздели и составь фигуру
Цель: закреплять умение делить фигуры на 2, 4 равные части, упражнять в ориентировке на микроплоскости, развивать мелкую моторику и чувство цвета.Вариант 1. Ребёнок из резиночек составляет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник; затем делит их на 2 и 4 равные части.
Вариант 2. Ребёнок составляет предметы круглой, квадратной, овальной, треугольной, прямоугольной форм.
Вариант 3. Педагог диктует узор, а ребёнок выполняет. Например: выложить большой красный круг в правом верхнем углу; маленький синий треугольник — в левом нижнем углу; овал — посередине и т.д.
Чудесный мешочек
Цель: развивать зрительное восприятие, общую и мелкую моторику, мышление и речь; совершенствовать навыки общения.Педагог кладёт в мешочек 10-12 мелких одинаковых игрушек (матрёшки, грибки) или мелкие предметы (камешки, ракушки и т. д.) и затем ударяет в бубен определённое число раз. Ребёнок должен сосчитать количество ударов и запомнить число. Затем он на ощупь из мешочка отсчитывает игрушки — на одну больше или меньше, чем число услышанных ударов.
Этот стенд-тренажёр стал прототипом следующей разработки — стенда-тренажёра «Цветочки-формочки». При изготовлении этого стенда мы использовали различные материалы: металл, дерево, ковролин, оргстекло — дети с нарушенным зрением в большей степени ориентированы на опору в познании окружающего мира на сохранные анализаторы, в том числе тактильные.
Цветовая гамма стенда «Цветочки-формочки» подобрана таким образом, чтобы, двигаясь взором сверху вниз, дети познакомились со всеми цветами радуги. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый цвета служат детям напоминанием сенсорных эталонов цвета.
Татьяна Лещукова, Любовь Речкалова, Людмила Рычкова,
воспитатели МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида
№ 569 для детей с нарушением зрения», г. Екатеринбург
Рекомендуем почитать
- Новогодняя ярмарка
- Победители конкурса «Лучшая игротека в образовательном пространстве»
- Внимание — фокус!
- Комментарии