"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Традиции и символы Японии
Сценарий праздника «День японской культуры» для старших дошкольников
Каждый год в ноябре в нашем детском саду проходит Фестиваль дружбы народов, посвящённый Международному дню толерантности. Представляем содержание праздника «День японской культуры».
Цель: воспитание толерантного отношения к разным народам и культурам.
Задачи: расширять представления о культурных традициях Японии; развивать любознательность, внимание, память, речь, мышление; воспитывать дружелюбное отношение к людям других национальностей.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр.
Демонстрационный материал: презентация «Путешествие по Японии», видеоролик «Япония»; схемы постройки и блоки лего; 3 набора шашек, 4 тарелки, 4 палочки хаси; аудиозапись японской музыки, музыки для пения и флешмоба.
Раздаточный материал: «билеты» на самолёт; веера; карточки с иероглифами.
Предварительная работа: оформление лэпбука «Путешествие в Японию»; выставка поделок в японском стиле; изготовление родителями японских костюмов; разучивание стихов и песни о Японии, национального танца; знакомство с японскими сказками и правилами игр «Пойдём на Фудзияму», «Принцесса, дракон и самурай»; оформление помещений детского сада в японском стиле.
Ход праздника
Воспитатель: Ребята, хотите познакомиться с новыми культурными традициями? (Дети в группе собираются около педагога.)
Дети: Очень хотим. Это интересно.
Воспитатель: Давайте обратимся в туристическое агентство и выберем маршрут. (Дети с педагогом уходят в «турагентство».)
Турагент: Здравствуйте! Для вас есть замечательное предложение. Сегодня в Японии проходит день культуры. Предлагаю отправиться именно туда. Япония – это страна на 4-х островах в Тихом океане. (Турагент демонстрирует расположение страны на карте, затем вручает детям билеты на самолёт.) В аэропорту Токио вас встретит наш экскурсовод Сенсей. (Звучит японская этническая музыка «Сакура». Дети входят в музыкальный зал, Сенсей приветствует их поклоном.)
Сенсей: Кonnichiwa! Я сказал: «Добрый день!». В нашей стране не принято пожимать друг другу руки, рукопожатие заменяют поклоны.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем Сенсея по японской традиции. (Дети повторяют за воспитателем слово и движения.)
Сенсей: Дети, скажите, пожалуйста, что вы знаете о Японии? (Дошкольники по очереди читают четверостишия о Японии А. Склярова: «Милые картины», «Бонсай», «Икебана», «Сакура», «Небесное дерево».)
Сенсей: Молодцы! В Японии очень красиво: есть горы, равнины, кристально чистые реки и озера. (Сенсей демонстрирует слайды презентации «Природа Японии».) Здесь растёт японская сосна и бамбук. На островах много обезьян, встречается уникальный чёрный заяц, синяя птица, японский чёрный медведь. В морях много рыбы.
Вы прилетели на остров Хонсю, здесь находится столица Японии город Токио. (Сенсей демонстрирует фрагмент видеофильма «Япония» с видами Токио и обращает внимание детей на небоскрёбы.) Приглашаю вас посетить этот замечательный город!
Воспитатель: Давайте разделимся на две команды и построим такие небоскрёбы. (Педагог проводит с детьми игру «Построй небоскрёб», они делают постройки из мега-блоков лего по схемам.)
Сенсей: Гора-вулкан Фудзияма очень красива и в снегу, и с приходом весны. (Сенсей демонстрирует фрагмента видеофильма с видами горы Фудзиямы.) Предлагаю вам поиграть! (Сенсей проводит с детьми игру «Пойдём на Фудзияму»!)
Сенсей: Национальная японская одежда – кимоно. У кимоно нет пуговиц, зато есть пояс оби, он завязывается на спине. У женского кимоно пояс всегда очень широкий, на спине его укладывают в бант, похожий на подушку. Мужской пояс более узкий. (Дошкольники под японскую музыку Lotus.Secret Garden демонстрируют костюмы в японском стиле.)
Сенсей: Веера и маленькие зонтики – это тоже элементы костюма. Танец с веерами напоминает волшебную сказку. (Девочки исполняют «Танец с веерами» под музыку Vava. Ponga Le Pingouin Judoka.)
Воспитатель: Жители Японии любят суши - деликатес из риса и маринованной рыбы, обернутый в морские водоросли. Японцы принимают пищу палочками хаси. Нарядные хаси считаются хорошим праздничным подарком. Давайте и мы попробуем справиться с этими палочками! (Воспитатель и Сенсей проводят с детьми соревнование с палочками «Переложи шашки».)
Сенсей: Пишут японцы иероглифами. Это маленькие значки, их располагают столбиком. (Сенсей демонстрирует слайд с японскими письменами и иероглифами, обозначающими понятия человек, уважение, мечта, любовь. Он поясняет их значения.)
Воспитатель: Ребята, сейчас каждый может выбрать карточку с одним из этих иероглифов, а потом найти такой же среди других на столе. (Дети подходят к Сенсею и выбирают иероглифы. Затем педагоги проводят с ними эстафету «Найди пару».)
Воспитатель: Мы слышали, что символами Японии считаются драконы.
Сенсей: Дракон - герой многих японских сказок. (Сенсей демонстрирует слайды с изображениями японских драконов.) Живёт дракон во дворце на дне морей и рек. Он может быть злым и добрым, благородным и коварным, но чаще всего дракон охраняет японские традиции.
Воспитатель: Дети знают, что ещё один символ Японии – это воины-рыцари самураи. И мы знакомы с игрой, в которой участвуют дракон и самурай. (Воспитатель проводит с дошкольниками игру «Принцесса, дракон и самурай».)
Сенсей: Хочу представить вам японское боевое искусство карате. (Дети наблюдают за выступлением учеников спортивной школы, затем вместе с Сенсеем повторяют за ними некоторые упражнения.)
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. (Дети и педагог благодарят Сенсея за интересную экскурсию. Дошкольники хором исполняют песню на стихи Ю. Анта «Песня о Японии», музыка на мотив В. Осошника «Хорошее настроение».)
Сенсей: Сайонара, мои друзья. До свидания! (Дети повторяют слово прощания.) Рад был видеть вас в нашей удивительной и прекрасной стране. (Звучит «Volevo un gatto nero», муз. М. Пагано, в исполнении Аками Миногава на японском языке. Дети исполняют флешмоб.)
Наталия Аврамова, педагог-психолог
Екатерина Кузьмина, ст. воспитатель
МБДОУ «Д/с» № 6 «Сказка»
Цивильского р-на, Чувашской Республики
- Комментарии