"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Технология «Ситуация»: опыт внедрения
Включение технологии «Ситуация» в работу с дошкольниками подготовительной группы
Технология «Ситуация», адаптированная Л.Г. Петерсон для дошкольного возраста, помогает обеспечить развитие коммуникативных навыков, активизацию речевой деятельности и личностное развитие детей. Педагогу необходимо создать условия для самостоятельного открытия дошкольниками новых знаний и нового способа действия, выделив две цели - взрослую и детскую. Образовательная деятельность по технологии «Ситуация» выстраивается поэтапно: 1. Введение в игровую ситуацию. 2. Актуализация полученных ранее знаний. 3. Затруднение. 4. Открытие нового знания. 5. Включение нового знания или умения в систему знаний ребёнка. 6. Рефлексия или осмысление ребёнком ситуации.
Представим вниманию читателей использование технологии «Ситуация» при знакомстве дошкольников подготовительной группы с рассказом Н.Н. Носова «Фантазёры»: раскроем задачи и содержание указанных этапов. Учитывая ограниченный объём статьи, мы не будем останавливаться на задачах развития мышления и речи, педагог ставит и решает их на каждом этапе.
Введение в игровую ситуацию
Задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость, подвести к постановке «детской цели».
Воспитатель: Вы скоро пойдёте в школу, и вам будут задавать домашние задания. (Воспитатель собирает детей около себя.) Как следует относиться к выполнению домашних заданий? (Дети отвечают на вопросы.) Ребята, нашему знакомому, Ване, в школе дали задание: рассказать о поступках разных людей и найти произведение художественной литературы, в котором рассказывается об этом. Хотите помочь Ване? Сможете? (Дети отвечают на вопросы, которые направлены на побуждение помочь герою рассказа.)
Актуализация знаний
Задачи: актуализировать представления детей о смысле слова «поступок».
Воспитатель: Как вы понимаете слово «поступок»? (Дети отвечают на этот и последующие вопросы.) Какие бывают поступки? Случалось ли вам совершать хорошие поступки? А плохие? Как люди реагируют на разные поступки других людей?
Затруднение
Задачи: формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя; создать мотивационную ситуацию для знакомства с новым литературным произведением.
Воспитатель: Откуда мы узнаём о поступках людей?
Дети: Из новостей и газет. Из книг, от других людей.
Воспитатель: Приведите пример рассказа, стихотворения или сказки, в которых одни и те же герои совершили разные поступки. (Дошкольники называют произведения детской художественной литературы.) Смогли вы назвать такие произведения? Почему не смогли? Хотите, я вам помогу? (Дети отвечают. Задавая вопросы со словом «хотите», воспитатель предлагает узнать новое и пробуждает желание это сделать.) С детства помню замечательный рассказ. Хотите, я вам его прочитаю? Слушайте и постарайтесь запомнить, какие хорошие или наоборот, некрасивые, плохие поступки совершили его герои.
Открытие нового знания
Задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с новым произведением; формировать избирательное отношение к образам литературных героев, умение оценивать их поступки; укреплять представления о разных способах преодоления затруднения.
Затруднение. Задачи: формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя и понимания его причины; актуализировать способ «если что-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает». (Дети слушают рассказ Н.Н. Носова «Фантазёры».)
Воспитатель: Вы прослушали рассказ. Как люди выражают своё мнение, своё отношение к поступкам? Как мы все вместе можем показать своё отношение к поступкам героев, не используя при этом слова? (Ответы детей.) Не знаете? А узнать хотите?
Включение «нового» знания в систему знаний
Воспитатель: Вы слышали, что взрослые люди ходят на избирательные участки выбирать человека на какой либо пост в правительстве? Кто из вас был там вместе со взрослыми? Хотите поучаствовать в голосовании? Отдайте свой голос тому герою рассказа, чей поступок вам понравился больше всего. (Воспитатель раскладывает перед детьми карточки с именами героев рассказа. Дети оставляют около них свои фишки.)
Воспитатель: Объясните, почему вы проголосовали именно за этого героя? (Дети дают пояснения.) Не все смогли объяснить свой выбор. Чтобы доказать свою точку зрения, нужно хорошо помнить и понимать поступки героев. Я вам сейчас помогу в этом разобраться.
Как вы думаете, почему рассказ называется «Фантазёры»? Можно было назвать рассказ «Врунишки» или «Лгунишки»? (Дети отвечают на эти и последующие вопросы.) Чем ложь отличается от фантазии? Истории, придуманные Стасиком и Мишуткой, принесли кому-то вред? А то, что придумал Игорь? Как Миша и Стасик отнеслись к поступку Игоря? Почему они рассердились так, что даже обозвали Игоря, а потом ещё и прогнали его? Кто пострадал от поступка Игоря? Скажите, есть ли в этом рассказе примеры плохих и хороших поступков? Чей поступок в этом рассказе заслуживает одобрения? Чей поступок мы можем назвать некрасивым, нечестным, плохим? Как люди обычно реагируют на хороший поступок? Сможете показать это без слов с помощью выражения лица, жестов? Покажите реакцию людей на плохой поступок. (Дети отвечают на предложение, используя средства мимики и пантомимики.)
Воспитатель: Предлагаю ещё раз проголосовать за понравившийся поступок героев и объяснить свой выбор. ( После голосования около карточек с именами героев рассказа образовываются группы детей.)
Воспитатель: Ребята, у вас получилась группа единомышленников. Вы одинаково оценили поступок героя. Докажите, что он поступил правильно, совершил хороший, честный поступок. (Дети обосновывают свой выбор, отвечают на последующие вопросы.) Почему вам не понравился поступок Игоря? Вы бы так поступили?
Осмысление
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Сумели мы дать оценку поступкам Игоря? Почему нам удалось это сделать?
Ольга Крылова, воспитатель ГБОУ Школа № 1359
им. авиаконструктора М.Л. Миля, Д/о № 6, г. Москва
- Комментарии