"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Технология мобильного обучения
Технология мобильного обучения как современная образовательная технология в условиях ДОО
Мобильное обучение – mobile learning – это электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное месторасположением учащегося. К мобильным устройствам, которые возможно использовать для обучения в детском саду, относятся планшеты. В методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС выделены функциональные и дидактические возможности «интерактивных планшетов». Но их краткий обзор не даёт дошкольному педагогу полного представления о преимуществах данной технологии обучения. Так в чём же состоит секрет использования мобильных устройств как образовательного инструментария?
Основная идея данного формата обучения – мобильность, а значит, воспитатель не ограничен пространством четырёх стен, и образовательная деятельность может быть развёрнута на игровой площадке, во время экскурсии в парке, в условиях группы детского сада (на полу, на трансформируемой мебели, за столами с дидактическим материалом). Эта идея соответствует Стандарту дошкольного образования, предусматривающего «реализацию Программы в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры (например, виртуальной игры-путешествия, дополненной элементами реальности), в форме познавательной и исследовательской деятельности (планшет становится инструментом сбора и анализа объектов наблюдения), в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
В основе мобильного обучения детей лежат программные продукты или мобильные приложения, которые в соответствии с рекомендациями ФГОС разделяются на:
- обучающие, направленные на решение в игровой форме задач, стимулирующих различные виды активности детей, отвечающих за развитие их пространственно-математических представлений, грамотности, за экологическое воспитание и другое;
- развивающие, способствующие познавательному и творческому самовыражению ребёнка.
Развивающие мобильные приложения могут быть использованы в разных видах деятельности, так как имеют набор инструментов, действия с которыми задаются педагогической ситуацией. Например, мобильное приложение Explain Everything может быть использовано и как средство поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников, и как дидактическое средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Основная задача воспитателя, использующего программные продукты в своей деятельности, – научить дошкольников действовать с инструментами мобильного приложения: ориентироваться в визуальных символах, фиксировать объекты наблюдения, сохранять и передавать данные цифровых объектов. Итогом такой деятельности становится электронный проект (или электронный продукт), который сохраняется в разных типах файлов и отправляется в электронное портфолио ребёнка.
При интеграции электронных образовательных ресурсов в традиционные виды деятельности детей наиболее эффективно использовать для создания дидактических упражнений фотографии, связанные с повседневным опытом детей. Этот приём позволяет создать необходимый баланс между электронными и традиционными формами обучения, сделать объектом исследования непосредственный опыт ребёнка, зафиксированный с помощью камеры в формате видеофайла или фотографии.
Нельзя обойти вниманием и такой вид деятельности дошкольников, как рисование. Так же, как при «пальчиковом рисовании», ребёнок, «обмакивая» палец в нужный цвет, делает первые штрихи (контуры) в рабочем поле цифровой среды. Поле деятельности в цифровой среде с арт-объектами расширяется: можно озвучить рисунок, сделать его элементом мультфильма, добавить в рабочее поле дополнительные объекты, создав коллаж. В настоящее время появились инновационные программные продукты, которые дают детям элементарные представления о новых способах создания электронного проекта, мультфильма, игры. Дети рисуют в графическом редакторе своих героев, «оживляют» их действия с помощью блоков кода, озвучивают, видят результат своей деятельности в цифровом проекте, обсуждают свои работы с другими детьми в группе или на сетевом ресурсе программного продукта.
Программирование является продуктивной деятельностью, основа которой – умение составлять алгоритмы. Данный навык дети могут освоить самостоятельно в специальных программах, наиболее популярные из которых Lighbot Hour и Bee-bot.
Существуют отечественные программы, например, «ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, которые воспитатель может предложить детям старшего дошкольного возраста в форме свободной игры или интегрировать данный программный продукт в деятельность на занятиях по развитию математических представлений.
Дошкольный возраст – возраст активного овладения средствами коммуникации и речевой активности. Для детей раннего возраста характерно подражание и повторение эмоциональных простых речевых конструкций: звуков животных, машин и др. Эти речевые упражнения можно сделать в форме игры в мобильном приложении TinyTap. При этом все герои могут быть реальным окружением малыша – для этого надо сделать фотографии его любимых зверей, игрушек. И первый эмоциональный восторг ребёнка – узнавание героев своих повседневных игр, которые стали персонажами электронной игры.
Для детей старшего возраста эффективным инструментом развития речи является использованием приёма звукозаписи в процессе создания электронного проекта сказки, мультфильма. Озвучивая объекты наблюдения, ребёнок учится рассуждать, сравнивать, проводить аналогии, делать собственные выводы. Самое главное – он может «услышать себя» со стороны и отредактировать свою звукозапись. А это значит, что есть образовательные условия для формирования элементарной рефлексии.
Алёна Молоднякова, педагог-психолог, директор
детского сада «Лигрёнок», г. Нижний Тагил
- Комментарии