"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОО
В практике работы с дошкольниками с нарушениями зрения для решения общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач мы успешно используем методы ОТСМ-ТРИЗ и для их поэтапного внедрения в образовательный процесс ДОО разработали игры, в ходе которых дети учатся осмысливать проблемные ситуации, формулировать конкретные задачи и находить их решения. Учитывая наличие в группах нашего детского сада развивающей среды В.В. Воскобовича, педагоги адаптировали и самостоятельно дополнили её в соответствии с предложенными нами игровыми сюжетами. В связи с использованием авторских персонажей РИВ эти игры получили названия «Малыш Гео и дерево признаков», «Помоги заблудившимся гномам», «Ларчик признаков и вопросов», «Волшебники зажигают фонарики», «Задай вопрос черепашкам» и были объединены нами в игровой комплекс «Чудеса в Фиолетовом лесу». Игры могут быть предложены детям с ОВЗ и с нормой развития от 3-х лет при использовании индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формы работы. Раскроем опыт последовательного внедрения с их помощью технологии ТРИЗ.
Этап 1. Формирование представлений о системе анализаторов человека и их роли в определении различных признаков предметов на основе ощущений
Знакомим дошкольников с обозначениями признаков предметов, выявленных с помощью анализаторов на основе зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, тактильных и других ощущений. В этом помогают «корзинки признаков», которые можно использовать как отдельные элементы игры в режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности и в свободной деятельности детей. Для исключения некоторых ощущений предлагаем использовать очки с непрозрачными стёклами, беруши, варежки, зажим для носа. Эти атрибуты позволяют продемонстрировать особенности восприятия объектов людьми с нарушениями органов чувств.
Игра «Малыш Гео и дерево признаков»
Образовательные области по ФГОС ДО: социально-коммунникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.Цель: формировать представления детей о значении органов чувств для определения признаков объектов.
Обучающие задачи: познакомить с «помощниками умной головы» - анализаторами человека, показать возможность использования их при изучении объектов; формировать и закреплять умение узнавать геометрические фигуры при выполнении обследовательских бимануальных действий; упражнять в сравнении предметов многоугольной и округлой формы; формировать навыки составления описательного рассказа об объекте по его выявленным признакам.
Развивающие задачи: развивать восприятие разной модальности, память, мышление, связную речь, познавательный интерес, творческие способности.
Воспитательные задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Оборудование: «корзинки признаков» с наборами пиктограмм, обозначающих признаки и анализаторы человека; дерево и озеро из ковролина; персонажи Ворон Метр, Малыш Гео, Китёнок Тимошка, Краб Крабыч.
Ход игры
(Дети собираются около воспитателя, и он рассказывает им сказочную историю с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» и корзинок признаков.)
Часть 1
Воспитатель: Малыш Гео и ворон Метр отправились на прогулку в лес. Они собирали в корзину грибы и ягоды, когда увидели красивое дерево с необычными золотыми яблоками.
- Что это за дерево? – спросил Гео у Ворона.
- Это дерево признаков. Посмотри, какую корзину-помощника ты сегодня взял, - ответил Метр. Малыш Гео увидел на корзине изображение глаза.
- На дереве много разных признаков. Какие из них ты сможешь увидеть с помощью твоего помощника-глаза? - продолжил Ворон. (Детей следует подвести к мысли о том, что увидеть они могут цвет, величину, форму, расстояние, количество и другие признаки.)
- С помощью глаза я могу сказать, какого цвета дерево, – ответил Гео.
- Да, ты можешь описать его по признаку цвета, а ещё? – уточнил Метр.
- Или по признаку части. Я могу сказать, что оно состоит из листвы, веток, ствола и корней, - обрадовался Малыш Гео, и у него заблестели глаза.
- Правильно, ты все понял. Теперь собери в корзину-помощника все признаки, которые тебе подходят. (Педагог предлагает дошкольникам помочь Гео. При знакомстве детей с другими признаками объекта воспитатель меняет обозначения анализаторов на корзинке-помощнике. Все новые признаки следует вводить постепенно по мере закрепления представлений детей о них.)
Часть 2
Воспитатель: После прогулки Малыш Гео и Ворон Метр вернулись к своему дубу. Ворон поудобнее устроился на ветке, а Гео сел под деревом. В его корзинке-помощнике были все признаки, которые он собрал. Малыш Гео подумал, что если он с помощью этой корзинки смог описать дерево, то описать любой другой объект тоже сможет.
- Метр, а у тебя есть какой-нибудь объект, чтобы я мог его описать? - Гео поднял глаза и посмотрел на Ворона, который читал большую книгу.
- Вот и объект! Ты можешь одолжить мне книгу? – спросил Малыш.
Ворону стало интересно, и он протянул книгу Гео. Тот положил её рядом с корзиной и стал рассказывать. (Дети помогают Малышу Гео составить описательный рассказ о книге. Затем педагог переносит «корзинки признаков» на стол и предлагает рассказать о других предметах, которые находятся в поле зрения дошкольников. Игру усложняют, предлагая детям загадывать разные предметы и указывать при описании их признаки по памяти.)
- Как хорошо ты рассказываешь, – сказал Ворон Малышу Гео.
- Да, мне очень понравилось! Давай возьмём завтра другую корзинку и ещё раз сходим к дереву признаков. Очень хочу описать новый объект.
- Тогда до завтра? – спросил Метр.
- До завтра! – весело ответил Гео. (Продолжая игру, дети выбирают корзинку с обозначением другого анализатора. Педагог подводит их к осознанию возможности составления описательных рассказов о предметах окружающего мира с опорой на собственное восприятие.) Ищите продолжение в следующих номерах.
Ольга Косолапова, зам. директора по ВОР
Екатерина Тимонина, воспитатель МАДОУ
д/с № 3 «Радуга», г. Балаково, Саратовская область
- Комментарии