"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2017
Сюжетные подвижные игры
Важное место в жизни ребёнка занимает игра. К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Характерная особенность подвижных игр – это комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки. Игры помогают ребёнку расширять и углублять свои представления об окружающем мире. В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Это ведёт к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребёнка.
В младшем дошкольном возрасте большое значение имеют сюжетные подвижные игры. В таких играх действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. Сюжетные игры преимущественно коллективные, и в них может участвовать разное количество детей – от 10-и до 25-и человек. Сюжетные подвижные игры помогают малышам закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о средствах передвижения (автомобилях, поездах, самолётах) и правилах пользования ими; о повадках и особенностях движений различных животных и птиц и так далее.
Маленькие дети довольно медленно усваивают необходимые навыки. Поэтому инструктор может повторять знакомые игры, не боясь, что они им наскучат. Инструктор должен стремиться к тому, чтобы малыши полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них самостоятельно.
Предлагаю всем вместе поиграть в наши подвижные игры!
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Цель: закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Инструктор: Давайте поиграем на полянке! А как называется игра, вы узнаете по подсказке. Отгадайте загадки. По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком. Кто зимой холодной ходит хмурый, злой, голодный?
Дети: Заяц и волк.
Инструктор: Итак, дети-зайцы становятся в одном конце зала, а ребёнок-волк – в другом. Зайцы выбегают на полянку, бегают, прыгают, резвятся, щиплют травку.
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают:
Не идёт ли волк? (Дети в соответствии с текстом выполняют движения. По сигналу «Волк идёт!» зайцы убегают и прячутся в заранее выбранное место. Волк пытается их догнать.)
Подвижная игра «Мишка по лесу гулял…»
Цель: закреплять умение бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами, развивать творческие способности.
(Мишка-водящий надевает игровую шапочку и выполняет движения в соответствии с текстом. Дети стоят в другом конце зала.)
Мишка по лесу гулял (ходить, изображая медведя),
Мишка деточек искал (приставить ладонь ко лбу).
Долго-долго он гулял (ходить, изображая медведя),
Сел на травку, задремал (сесть, закрыть глаза).
Вышли деточки гулять (подходить к мишке на носочках),
Стали ножками стучать (топать ногами):
Мишка, Мишенька, вставай,
Наших деток догоняй! (Дети убегают за исходную линию, мишка пытается их догнать.)
Подвижная игра «Колобок и лисичка»
Цель: совершенствовать умение быстро передавать мяч друг другу двумя руками.
Инструктор: Смотрите, вот лисичка. (Указывает на куклу-перчатку.) Лисичка-сестричка хочет съесть Колобка. Помогите-ка ему убежать! (Дети встают в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и передают мяч из рук в руки соседу. Мяч надо брать и передавать двумя руками. Лисичка старается догнать мяч.)
Подвижная игра «Детки в домиках сидят…»
Цель: обогащать двигательный опыт детей; вызывать чувство радости от совместных действий, развивать творческие способности и воображение.
(Дети сидят на корточках за стульями-домиками, выглядывают в окошко. Инструктор произносит текст, дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
И в окошечко глядят.
Кто-то в гости к нам спешит
И копытцами стучит!
Кто это? (Показывает игрушку-лошадку или предлагает отгадать загадку.) Лошадка! (Дети выходят из домиков, изображают лошадок: бегают и цокают языками.)
И в окошечко глядят.
По дорожке что-то скачет.
Что же это? (Показывает мяч или предлагает отгадать загадку.)
Звонкий мячик. (Дети выходят из домиков, показывают, как прыгает мяч.)
Инструктор: Детки в домике сидят
И в окошечко глядят.
Зашуршали громко шины,
Это едет к нам… (Показывает детям машину или предлагает отгадать загадку.)
Машина! (Дети выходят из домиков, берут рули в руки, едут по дорожке или вокруг стульчиков. Вариантов этой игры множество, как и загадок – животные, техника, предметы. Можно предложить детям самим придумать движения, помогающие изобразить отгадку.)
Татьяна Шмелева, инструктор по физической культуре
МДОУ ЦРР Д/с №21 «Незабудка», г. Подольск
- Комментарии