"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Стратегические шахматы
Вероятная история игры в шахматы начинается в Древней Индии. Когда-то великий мудрец Лахур Сесса показал царю Ладаве игру «Чатуранга» с имитацией на игровом поле боевых действий. Игра понравилась правителю, и он обещал исполнить любое желание мудреца. Лахур Сесса попросил положить на 1-ю клетку шахматной доски одно зёрно пшеницы, на 2-ю клетку в два раза больше и так удваивать количество зёрен на всех следующих клетках. Царь попробовал сделать это, но быстро понял, что стремительное возрастание количества зёрен при переходе от одной клетки к другой делает просьбу невыполнимой. Оценив мудрость изобретателя, он сделал его визирем своего царства.
Из Древней Индии шахматная игра распространилась по всему миру, претерпевая некоторые изменения. Появились персидская игра «Чатранг», арабская «Шатрандж», таиландская «Макрук», японская «Сёги», китайская «Сянци», корейская «Чанги», русская «Таврели». Шахматная теория и современный облик игры сформировались уже в средние века. В Европе шахматы появились не позднее XIX века и быстро приобрели невероятную популярность в высших слоях общества. В наше время гениальная игра в шахматы не теряет своих сторонников, оставаясь самой популярной настольной игрой.
Идея создания новой версии игры в шахматы родилась в процессе создания ролика об игровом комплекте игры «ХО», который представлен в выпуске №1-2018 . Познакомим читателей с разработанной нами игрой «Стратегические шахматы». Игровой комплект состоит из стоклеточного игрового поля и набора фигур, соответствующих современным родам войск. Игра происходит на доске, традиционно поделённой на равные тёмные и светлые квадратные клетки или поля. 10 горизонтальных рядов полей (горизонтали) обозначены буквами латинского алфавита, 10 вертикальных рядов полей (вертикали) - цифрами от 1 до 10. Это позволяет использовать сочетания букв и цифр для обозначения на доске каждого из ста полей.
В начале игры, играющие имеют наборы красных и синих фигур, которые отличаются только цветом. Эти фигуры представляют штаб и несколько видов войск: сухопутные войска состоят из пехоты и танков, военно-морской флот – из субмарины и корабля, воздушно-космические силы – из ракет и самолётов, есть также отдельные рода войск - ВДВ. Раскроем правила расположения фигур в начальной позиции и совершения ходов на игровом поле.
Все фигуры могут совершать ход на свободную клетку через поля, занятые своими фигурами, подобно ходу классического «коня». Для всех фигур невозможен ход через поле, занятое «противником», и ход на поле, занятое своей фигурой. Рокировка правилами «Стратегических шахмат» не предусмотрена.
Пехотинец, дошедший до расположенной перед ним в начальной позиции самой удалённой горизонтали может быть заменён любой фигурой того же цвета, за исключением «штаба». При ходе на поле, занятое чужой фигурой, играющий «берёт» её, снимая с доски. Угрожающая ударом «штабу» позиция фигур противника называется шахом. Завершение игры одинаково с традиционными правилами. Это выигрыш в ситуации мата, если «штаб» находится в позиции под шахом и не имеет возможности его избежать. И ничья в ситуации пата, когда мат не объявлен, «штаб» не находится под ударом, но не может сделать ни одного хода.
Представленную авторскую версию игры мы ни в коем случае не противопоставляем классическим шахматам. «Стратегические шахматы» лишь помогают овладевать строгими правилами традиционной шахматной игры. Следует отметить достаточную сложность и вариативность предложенной нами игры из-за увеличения количества игровых полей и фигур, а также возможности внесения изменений в правила совершения ходов.
В игре «Стратегические шахматы» участвуют фигуры, которые имеют яркие, понятные и легко запоминающиеся образы. Их можно легко представить по названиям. Вместе с наглядными схемами передвижения фигур по клеткам доски они создают условия для успешного усвоения правил игры и запоминания инструкций разной сложности. Учитывая, что мнемоника практикуется в шахматных партиях при использовании цифровой, цветовой и образной информации, «Стратегические шахматы» могут быть успешно использованы для развития зрительного внимания и памяти играющих.
Группировка фигур по цвету и внешнему виду, а также по действиям, которые можно с ними выполнять способствует осмыслению последствий сделанных противниками ходов и прогнозированию развития игровых ситуаций. Сопровождение играющими выполненных ходов пояснениями и рассуждениями способствует планированию игровых действий с помощью внешней и внутренней речи. Следование принятому плану, оценка его эффективности и изменение при осознании необходимости способствует формированию произвольного поведения и самостоятельному принятию решений. Шахматная практика развивает также способность понимать замысел партнёра и предугадывать его будущие шаги. Таким образом, «Стратегические шахматы» обогащают игровой интеллектуальный опыт играющих и их досуговую деятельность.
Юрий Сусарев, руководитель детской
арт-лаборатории «Ренессанс», г. Самара
Рекомендуем почитать
- Детские образовательные интерактивные комплексы
- Задачи для ума
- Положение о проведении конкурса «Создание условий для реализации Регионального компонента с учетом ФГОС»
- Комментарии