"Игры и Игрушки" №4-2020
Страшно эффектные!
Обилие страшных игрушек на полках магазинов – уже давно не новость, а вполне привычная реальность. А что вы думаете о пугающих аксессуарах в виде когтей динозавров, костюмов монстров и других чудовищ? Могут ли устрашающие атрибуты нанести вред детской психике или в них нет ничего опасного?
Что касается страшных игрушек, то они всегда были частью детской игры во всех культурах. Как правило, это всевозможные изображения злых сказочных персонажей или пугающих мифических существ, которые борются с силами добра. Особое место традиционных страшных игрушек занимают устрашающие маски и костюмы отрицательных героев. Они становятся частью сюжетно-ролевой игры и помогают отождествить воображаемые сценки с реальностью, так сказать лучше вжиться в нужный образ.
Раньше такие маски отличались простотой и узнаваемостью персонажей. Чаще всего акцент при помощи аксессуаров делался на одном, максимум двух элементах образа героя – например, повязке на одном глазу у пиратов или парике с большим изогнутым носом у Бабы-Яги. Сейчас же маски стали яркими, высокотехнологичными и настолько правдоподобными, имеющие обилие реалистичных деталей, которые сделали их внешне максимально соответствующими образу. Детям даже не нужно ничего додумывать, захотел стать Бамблби – надень костюм и стань им! Многие из вас уже видели электронные маски из серии Transformers от Hasbro в виде шлема с функцией изменения голоса. Стать Бамблби или Оптимусом Праймом теперь проще простого! А как вам нравится болтливая электронная голова Дэдпула? И она действительно болтливая! Она произносит более 600 реплик, а учитывая встроенные сенсоры и механизмы - ещё и кривляется. Для привлечения ещё большего интереса к подобного рода товарам было сделано приложение для смартфонов, с помощью которого ими можно управлять.
Поклонникам легендарной космической саги «Звёздных войн» повезло не меньше – в продаже есть шлем лорда Дарт Вейдера, который оснащён специальным воротником, маской и капюшоном для регулируемой посадки и сборки. Надев ошейник, ребёнок активирует леденящие кровь звуковые эффекты дыхания. Маска Чубакки имеет свою особенность – открывающийся рот со встроенным звуковым модулем, благодаря которому он издаёт свой фирменный звериный рык.
Кроме дорогостоящих интерактивных шлемов в продаже есть широкий ассортимент обычных, не менее устрашающих литых, виниловых или пластиковых масок. На их этикетках указано, что подходят они и взрослым, и детям. Дополнить устрашающие образы призваны всевозможные «Перчатки бесконечности», «Кулаки Халка», «Когти велоцираптора» и другие игровые наборы.
Если углубиться в историю, то дети всегда надевали устрашающие маски и костюмы злых волшебников, чудовищ и опасных животных. В них отражалась агрессия и страх, которые они учились контролировать. С помощью подобных атрибутов можно было различать добро и зло, хорошее и плохое. Сейчас же в своём содержании устрашающие атрибуты и костюмы довольно противоречивы, потому как большая часть персонажей, к которым они сделаны, несмотря на свою устрашающую внешность, являются героями или положительными персонажами. Вспомним Бэтмена, Человека-Паука и других. Когда внешность противоречит внутренним качествам персонажей, это доступно для понимания взрослым людям, но никак не малышам. Для них границы добра и зла стираются, возникает непонимание.
Одни психологи говорят: «Такие атрибуты нужно изъять из продажи! Они социально опасны и выходят за рамки дозволенного!», другие считают, что они имеют право на существование, и вполне себе могут быть использованы для создания образа, ну, например, на Хэллоуин или Новый Год. Как вы уже поняли, «страшные» атрибуты и костюмы могут быть разными. Но можно ли их назвать полезными, ну, или как минимум безопасными? На этот вопрос должны ответить сами родители, ориентируясь на возраст детей и их эмоциональное развитие.
- Дошкольники учатся примерять на себя роли положительных и отрицательных героев, воображение уже позволяет «оживлять» любимых героев. Дети бурно фантазируют, при этом ещё не умея полностью управлять своими эмоциями. Могут ли страшные образы надолго «застрять» в их сознании, навязывая своё настроение и характер игры?
- Младшие школьники уже достаточно хорошо управляют своими эмоциями, контролируют поведение и свои страхи. В это время меняется отношение и к устрашающим атрибутам, они носят скорее формальный характер в игре, которая выстраивается по определённым правилам. Дети уже сами выбирают и развивают сюжет игры, могут его контролировать и изменять. В этом же возрасте они знакомятся с моральными нормами общества, различают добро и зло через сюжеты сказок, рассказов и через игру, которая становится определяющей в развитии ребёнка. Есть ли тут место разнообразным устрашающим атрибутам, маскам и костюмам, если всё это становится частью сюжетно-ролевой игры, где ребёнок чётко различает границы «хорошего» и «плохого», знает внутренний мир своего героя и может сам придумать и разыграть сценарий?
Но давайте подробней разберёмся в этом вопросе на простом примере. Есть дети, которые уже в свои 3-4 года «сходят с ума» от трансформеров, мечтают о костюмах всемогущих десептиконов или электронных говорящих масках. Чем объясняется такое поведение, и что лучше: купить ребёнку - то, что он так сильно хочет, или навязывать свою точку зрения? Тут каждый родитель должен сам сделать вывод и понять, почему его ребёнок выбирает для игр страшный отрицательный персонаж в виде десептикона, а не защитника всего человечества Оптимуса Прайма? Возможно, «превращаясь в него» он действительно пытается справиться с одним из своих страхов. Например, он боится темноты, а одев костюм устрашающего десептикона, этот страх проходит, и малыш чувствует себя защищённым. А возможно, что ребёнок пока не в состоянии выявить за его яркой подкупающей могучей внешностью «плохой» внутренний мир, и принимает его за положительного героя.
Так или иначе, если у детей появляются устрашающие атрибуты, мы напрашиваемся на логичный вывод: получается, что сегодня главная ответственность при выборе таких игрушек лежит именно на родителях, ведь маленькие дети не могут сами себе их приобрести.
А как вы относитесь к когтям динозавра, лапам йети, костюмам маленьких ведьм или электронным говорящим маскам Дарта Вейдера? Присылайте свои суждения на наш электронный адрес redaktor@i-igrushki.ru самые интересные мы опубликуем в следующем номере.
Что касается страшных игрушек, то они всегда были частью детской игры во всех культурах. Как правило, это всевозможные изображения злых сказочных персонажей или пугающих мифических существ, которые борются с силами добра. Особое место традиционных страшных игрушек занимают устрашающие маски и костюмы отрицательных героев. Они становятся частью сюжетно-ролевой игры и помогают отождествить воображаемые сценки с реальностью, так сказать лучше вжиться в нужный образ.
Раньше такие маски отличались простотой и узнаваемостью персонажей. Чаще всего акцент при помощи аксессуаров делался на одном, максимум двух элементах образа героя – например, повязке на одном глазу у пиратов или парике с большим изогнутым носом у Бабы-Яги. Сейчас же маски стали яркими, высокотехнологичными и настолько правдоподобными, имеющие обилие реалистичных деталей, которые сделали их внешне максимально соответствующими образу. Детям даже не нужно ничего додумывать, захотел стать Бамблби – надень костюм и стань им! Многие из вас уже видели электронные маски из серии Transformers от Hasbro в виде шлема с функцией изменения голоса. Стать Бамблби или Оптимусом Праймом теперь проще простого! А как вам нравится болтливая электронная голова Дэдпула? И она действительно болтливая! Она произносит более 600 реплик, а учитывая встроенные сенсоры и механизмы - ещё и кривляется. Для привлечения ещё большего интереса к подобного рода товарам было сделано приложение для смартфонов, с помощью которого ими можно управлять.
Поклонникам легендарной космической саги «Звёздных войн» повезло не меньше – в продаже есть шлем лорда Дарт Вейдера, который оснащён специальным воротником, маской и капюшоном для регулируемой посадки и сборки. Надев ошейник, ребёнок активирует леденящие кровь звуковые эффекты дыхания. Маска Чубакки имеет свою особенность – открывающийся рот со встроенным звуковым модулем, благодаря которому он издаёт свой фирменный звериный рык.
Кроме дорогостоящих интерактивных шлемов в продаже есть широкий ассортимент обычных, не менее устрашающих литых, виниловых или пластиковых масок. На их этикетках указано, что подходят они и взрослым, и детям. Дополнить устрашающие образы призваны всевозможные «Перчатки бесконечности», «Кулаки Халка», «Когти велоцираптора» и другие игровые наборы.
Если углубиться в историю, то дети всегда надевали устрашающие маски и костюмы злых волшебников, чудовищ и опасных животных. В них отражалась агрессия и страх, которые они учились контролировать. С помощью подобных атрибутов можно было различать добро и зло, хорошее и плохое. Сейчас же в своём содержании устрашающие атрибуты и костюмы довольно противоречивы, потому как большая часть персонажей, к которым они сделаны, несмотря на свою устрашающую внешность, являются героями или положительными персонажами. Вспомним Бэтмена, Человека-Паука и других. Когда внешность противоречит внутренним качествам персонажей, это доступно для понимания взрослым людям, но никак не малышам. Для них границы добра и зла стираются, возникает непонимание.
Одни психологи говорят: «Такие атрибуты нужно изъять из продажи! Они социально опасны и выходят за рамки дозволенного!», другие считают, что они имеют право на существование, и вполне себе могут быть использованы для создания образа, ну, например, на Хэллоуин или Новый Год. Как вы уже поняли, «страшные» атрибуты и костюмы могут быть разными. Но можно ли их назвать полезными, ну, или как минимум безопасными? На этот вопрос должны ответить сами родители, ориентируясь на возраст детей и их эмоциональное развитие.
Психологи выделяют несколько фаз развития детской психики:
- У малышей до 3-х лет ещё не сформирована детская психика. В этом возрасте дети находятся в начале своего пути к познанию мира, различию хорошего и плохого, разделению реально опасного и опасного «понарошку». Слишком сильные впечатления от увиденного могут напугать малыша. Нужно ли в таком раннем возрасте ограждать детей от страшных, электронных и издающих резкие звуки атрибутов?- Дошкольники учатся примерять на себя роли положительных и отрицательных героев, воображение уже позволяет «оживлять» любимых героев. Дети бурно фантазируют, при этом ещё не умея полностью управлять своими эмоциями. Могут ли страшные образы надолго «застрять» в их сознании, навязывая своё настроение и характер игры?
- Младшие школьники уже достаточно хорошо управляют своими эмоциями, контролируют поведение и свои страхи. В это время меняется отношение и к устрашающим атрибутам, они носят скорее формальный характер в игре, которая выстраивается по определённым правилам. Дети уже сами выбирают и развивают сюжет игры, могут его контролировать и изменять. В этом же возрасте они знакомятся с моральными нормами общества, различают добро и зло через сюжеты сказок, рассказов и через игру, которая становится определяющей в развитии ребёнка. Есть ли тут место разнообразным устрашающим атрибутам, маскам и костюмам, если всё это становится частью сюжетно-ролевой игры, где ребёнок чётко различает границы «хорошего» и «плохого», знает внутренний мир своего героя и может сам придумать и разыграть сценарий?
Но давайте подробней разберёмся в этом вопросе на простом примере. Есть дети, которые уже в свои 3-4 года «сходят с ума» от трансформеров, мечтают о костюмах всемогущих десептиконов или электронных говорящих масках. Чем объясняется такое поведение, и что лучше: купить ребёнку - то, что он так сильно хочет, или навязывать свою точку зрения? Тут каждый родитель должен сам сделать вывод и понять, почему его ребёнок выбирает для игр страшный отрицательный персонаж в виде десептикона, а не защитника всего человечества Оптимуса Прайма? Возможно, «превращаясь в него» он действительно пытается справиться с одним из своих страхов. Например, он боится темноты, а одев костюм устрашающего десептикона, этот страх проходит, и малыш чувствует себя защищённым. А возможно, что ребёнок пока не в состоянии выявить за его яркой подкупающей могучей внешностью «плохой» внутренний мир, и принимает его за положительного героя.
Так или иначе, если у детей появляются устрашающие атрибуты, мы напрашиваемся на логичный вывод: получается, что сегодня главная ответственность при выборе таких игрушек лежит именно на родителях, ведь маленькие дети не могут сами себе их приобрести.
А как вы относитесь к когтям динозавра, лапам йети, костюмам маленьких ведьм или электронным говорящим маскам Дарта Вейдера? Присылайте свои суждения на наш электронный адрес redaktor@i-igrushki.ru самые интересные мы опубликуем в следующем номере.
Хрущёва Светлана,
выпускающий редактор
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку