"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
STEM-лаборатория
В образовательных учреждениях ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование и моделирование. Поэтому очевидно, что для успешной дальнейшей социализации детей развивать научно-техническое творчество необходимо уже с дошкольного возраста.
Педагогический поиск новых форм и методов в развитии научно-технического творчества у дошкольников привёл нас к изменению подхода в данном направлении, а именно к внедрению в образовательный процесс STEAM-образования и использование интегрированного обучения.
Сегодня STEAM-образование развивается, как один из основных мировых трендов, и основано на интеграции всех пяти направлений в единую схему обучения. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут выдвигать свои идеи и обмениваться размышлениями.
Для создания оптимальных условий для реализации модели «STEAM-лаборатория» в нашем детском саду была усовершенствована предметно-пространственная среда, обновлено содержание программно-методического обеспечения и материально-технической базы. Все эти изменения были сделаны в достаточно сжатые сроки и с оптимальным использованием бюджетных средств, выделенных на их реализацию. Реализация модели STEAM-лаборатории позволяет объединить всех участников образовательного процесса.
Проект «Колобок. Перезагрузка»
Цель проекта: помочь Колобку спастись.Вопросы, направленные на решение этой проблемы:
- Как Колобок может избежать опасности в лесу?
- Как бабушке и дедушке восполнить потерю Колобка?
- Как свойства Колобка можно использовать в жизни?
Для ответа на первый вопрос ребятам было предложено спрограммировать безопасный маршрут для Колобка с помощью ЛогоРоботов «Пчёлка Bee-Bot». В усложнении задания можно предложить спроектировать маршрут с определённым количеством поворотов (например, 2 направо. 2 налево и т.д.). Также для решения вопроса по быстрому поиску Колобка ребята предложили использовать «датчик тревоги», который может «просигналить» о его местонахождении. В развитие этого проекта идея оказания помощи потерявшимся легла в основу следующего проекта – воспитанники вместе с педагогом смоделировали «Чрезвычайную Универсальную Мобильную Спасательную Станцию».
Для того чтобы помочь бабушке и дедушке, оставшимся без Колобка, ребята предложили сконструировать роботизированную мельницу и пекарню. В ходе работы над проектом дети изучили меры измерения муки (в том числе и старинные – пуд), инструменты для измерения (стакан, ложка), познакомились с устройством весов. Для ознакомления с работой мельницы ребята провели эксперименты с воздухом (цифровая лаборатория «Наураша»), провели наблюдения на прогулке за силой ветра, за движением облаков – эксперимент «Какая сила у ветра?», для закрепления представлений о движении тёплого и холодного воздуха – игра «Разный ветер» (холодный, тёплый); зафиксировали направление ветра в дневнике наблюдений с помощью устройств на метеоплощадке детского сада. Все полученные данные использовали на практике – расположение ветряных мельниц учитывалось по преобладающему направлению и силе ветра. Для определения свойств муки (клейкость) были проведены эксперименты с солёным тестом. С работой приборов, необходимых в пекарне (тестомесильная машина, духовой шкаф и так далее), ребята познакомились на пищеблоке детского сада.
Изучить третью проблему позволила интеграция с модулем «Математика». Ребята изучили вопрос, благодаря чему колобок может катиться. Это возможно из-за его шарообразной формы. Кроме этого мы предложили подумать, как можно использовать это свойство Колобка на пользу людям. В интернете с помощью родителей ребята нашли современные гаджеты шарообразной формы, которые использует человек в своей жизни. А у нас возникла мысль создания «фитнес-шара», помогающего координировать скорость движения на тренировках.
Проект «Дед и КО»
Цель проекта: помочь деду собрать урожай без помощи семьи.Вначале ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:
- Как дед смог вырастить такую большую репку?
- Как мы ему можем помочь?
В развитие этого проекта мы с воспитанниками создали роботизированную агроферму по выращиванию овощей с использованием конструкторов LEGO Education. Особенное внимание мы уделили вопросу экологичности процесса выращивания овощей.
Проект «Старик и рыбзавод»
Цель проекта: узнать, может ли старик не ходить к морю за рыбой.Вопросы, направленные на решение этой проблемы:
- Как старик-рыбак сможет прокормить себя и старуху без помощи золотой рыбки?
- Как ему помочь в этом?
Далее мы развиваем проект с учётом регионального компонента: рыболовство – важный аспект хозяйственной деятельности на Ямале. Отсюда ставится задача – облегчить труд всех рыбаков. Рождается проект роботизированного рыбоводческого цеха.
Таким образом, STEM-лаборатория позволяет провести эффективную интеграцию образовательных областей в процессе приоритетной для возраста детской деятельности познавательно-исследовательской с вовлечением в научно-техническое творчество.
Гузель Мухаметгалиева, ст. воспитатель,
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»,
г. Муравленко, Ямало-Ненецкий АО
Рекомендуем почитать
- «Игровизор» — обучение с увлечением
- Использование математического планшета «Большой геометрик» при изучении геометрических фигур
- Сколько красок у природы?
- Комментарии