"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
Станция «Музыкальная»
Хочу поделиться опытом использования зала для музыкальных занятий в качестве одной из станций квеста. В соответствии с задачами игры на станции «Музыкальная» предусмотрено использование разных демонстрационных и раздаточных материалов, атрибутов, музыкальных инструментов, а также условных названий станции. Эти названия позволяют быстро сориентировать детей в предстоящей деятельности и соответствуют содержанию заданий, некоторые из которых представлены в статье.
Станция Песенная
Оборудование: фортепиано; музыкальный центр, мольберт.Демонстрационный материал: плакат «Весёлая песенка»; коробка, карточки с изображением нот, скрипичного ключа, нотного стана с нотами; аудиозаписи музыки народных и авторских песен. (Детей встречает Незнайка.)
Незнайка: Ребята, вы хотите узнать, что спрятано в этой секретной коробке? (Дети заглядывают в коробку, открывают её вместе с педагогом и достают карточки с нотами и музыкальным ключом.) Как вы думаете, что записано с помощью этих нот? (Привлекаю внимание детей к плакату на мольберте.)
Дети: Это музыка, звуки, вальс, марш, песня.
Незнайка: Песни бывают разные. Какие виды песен вы знаете?
Дети: Народная, фольклорная песня. Авторская песня.
Задание «Народные песни»
Незнайка: Дети, какие жанры народных песен вы знаете?Дети: Народные обрядовые песни. Они бывают календарные и семейные. (Незнайка предлагает дошкольникам исполнить колядки «Ой, блины, мои блины» или «Весна красна! Тёпло солнышко!», «Берёзка, берёзка, завивайся», «Жали мы, жали» и другие, а также весенние, летние или осенние обрядовые песни. Дети поют.)
Задание «Авторские песни»
Раздаточный материал: карточки с изображением листьев на дорожке; гостей за столом; овощей и фруктов в корзине; съезжающих с горки на санках детей; комариков на шарике воздушном.Незнайка: Ребята, что такое авторская песня?
Дети: Это песня, у которой есть авторы. Они написали музыку и слова песни. Иногда музыку и слова пишет один человек, он сам исполняет свои песни.
Незнайка: Вы можете привести примеры авторской песни? (Дошкольники называют песни «Танец гномиков с фонариками», муз. Е. Курячий; «Кап-кап», муз. Ю. Селиверстовой; «Гимн России», муз. А. Александрова; «Колыбельная медведицы», муз. Е. Крылатова; «Улыбка», муз. В. Шаинского и другие.)
Незнайка: Молодцы! Вы знаете много песен. У меня есть картинки-загадки. Предлагаю вам выбрать по одной картинке и с их помощью отгадать названия песен для детей. (Дошкольники выполняют задание и называют песни «Падают листья», муз. М. Красева; «К нам гости пришли», муз. А. Александрова; песни А. Филиппенко «Урожайная», «Саночки», «Про лягушек и комара».)
Незнайка: А теперь давайте перевернём карточки картинками вниз, перемешаем их на столе и выберем одну из них. (Дети договариваются, кто будет выбирать карточку. Затем по картинке они называют песню и хором поют её.)
Станция Музыкальная
Оборудование. Музыкальный центр, аудиозаписи музыкальных произведений, которые указаны в заданиях.Музыкальные инструменты: балалайка, скрипка, гитара, арфа; трещотка, деревянные ложки, маракасы, погремушки; свистульки, колотушки, ксилофон, саксофон; колокольчики, барабан, бубен. (Детей встречает Карлсон.)
Задание « Разложи инструменты»
Карлсон: Дети, я очень рад вас видеть! Вы как раз вовремя. Никак не могу разложить по коробкам все эти инструменты. (Карлсон показывает на лежащие на столе музыкальные инструменты.) Их много, а коробок всего четыре. Может быть, у вас всё получится? (Дети рассматривают музыкальные инструменты и обсуждают задание. Затем они раскладывают все инструменты в коробки.)Воспитатель: Посмотри, Карлсон. Ребята разложили все инструменты, и коробок им для этого хватило.
Карлсон: Как вам это удалось?
Дети: В эту коробку мы сложили все струнные инструменты. Здесь шумовые, а это духовые музыкальные инструменты. В этой коробке только ударные инструменты.
Карлсон: Спасибо за помощь!
Задание «На чём играет оркестр?»
Карлсон: Предлагаю вам послушать отрывки из музыкальных произведений. Догадайтесь, какой оркестр играет каждое из них? На каких инструментах играют музыканты? (Включаю аудиозапись. Звучит «Весёлый марш», муз. Д. Шостаковича.)Дети: Звучат флейта, труба, тромбон. Это духовые музыкальные инструменты. Играет духовой оркестр. (Звучит «Камаринская», муз. П.И. Чайковского; дети слушают.)
Дети: Слышно балалайку, свистульки, трещотки. Играет оркестр народных инструментов. (Звучит песня «Мама», муз. Ю. Чичкова; дети слушают.)
Дети: Звучат струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты. Играет эстрадный оркестр.
Карлсон: Спасибо, ребята! Много интересного мне рассказали.
Станция Хороводная
Оборудование: фортепиано; балалайка; сундучок; фотографии, на которых водящие хороводы дети; шапочки зайчика, во̀рона, барашка и другие. (Детей встречает Кикимора.)Кикимора: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали? (Дети рассказывают о цели квеста.) Постараюсь вам помочь. У меня есть волшебный сундучок, давайте заглянем в него. (Кикимора открывает сундучок. Дети проявляют интерес и достают из него фотографии.)
Кикимора: Посмотрите на них и отгадайте, что делают девочки и мальчики.
Дети: Они водят хороводы.
Кикимора: Какие хороводы вы знаете? (Дети называют хороводы «На горе-то калина», «Во поле берёза стояла», «Где был, Иванушка?», «Плетень», «Ворон» и другие.) Ребята, о чём поют, когда водят хоровод?
Дети: Поют о природе, о труде людей, о богатом урожае.
Кикимора: Научите меня хоровод водить. Как надо двигаться в хороводе? (Дети отмечают неторопливость движений, их плавность, сочетание движений со словами хоровода, умение перестраиваться и двигаться в другом направлении.)
Кикимора: Знаете ли вы хороводные фигуры? (Дошкольники называют круг, улитка, капусту, ворота, улицу или стенку; они демонстрируют их с организующей помощью взрослого.)
Представленный опыт педагоги могут успешно использовать в ходе игровых квестов и на музыкальных занятиях.
Нина Лещук, муз. руководитель
АДОУМО ЦРР - Д/с № 26 «Незабудка»,
г. Долгопрудный Московской область
Рекомендуем почитать
- Итоги международного исследования TIMSS
- Юным умникам и умницам!
- Всероссийский конкурс для образовательных учреждений «Лучшая игротека в образовательном пространстве»
- Комментарии