"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2016
Средовой подход в работе с особыми детьми
Консультативная группа компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ Д/с № 78 «Гномик» функционирует с 2009 года. В своей работе педагоги группы руководствуются средовым подходом, подразумевающим создание цепочки развивающих сред, способствующих расширению собственных возможностей ребёнка. Воспитаннику предоставляется возможность взаимодействия с разными педагогами, каждый из которых придерживается определённой стабильной роли. Предлагаем вашему вниманию несколько этапов работы по апробированной нами схеме.
Первый этап: диагностический
Главное условие для эффективной коррекционно-развивающей работы – это адекватная и стимулирующая развитие ребёнка среда. На первоначальном этапе мы создаём для ребёнка динамическую среду в целях диагностики интересов, потребностей ребёнка, сильных и слабых сторон, выявления основных механизмов регуляции им своего поведения, определения границ выносливости ребёнка в эмоциональном контакте и для определения ведущих стимулов в обучении.Данный вид среды соответствует следующим требованиям:
- ребёнок не перегружается;
- у малыша есть возможность самостоятельно выбрать деятельность;
- воспитанник имеет право проявить инициативу и привлечь взрослого к совместной деятельности;
- ребёнок может осуществлять быструю смену деятельности.
Второй этап: индивидуальный, коррекционно-развивающий
Результатом этого этапа будет возможность перехода ребёнка к интеграции в группе. К этому моменту у воспитанника должны быть сформированы ресурсы для такого перехода: повышение выносливости в контакте, расширение сферы интересов, способность к оценке и лучшему пониманию ситуации, появление элементов произвольности в деятельности. Мы стараемся расширить сферу допускаемых ребёнком воздействий, работая в развивающей среде, что подразумевает определённый уровень напряжения в отношениях с окружающим миром. При этом нельзя допускать, чтобы воздействия спровоцировали патологический стресс, вызвали у ребёнка страхи, негативизм по отношению к занятиям и дальнейший уход в защитную позицию.От средне структурированной среды мы переходим к более жёстко структурированной. Этот этап происходит постепенно. Сначала ребёнок приучается в течение короткого времени сидеть за столом и работать с дидактическим материалом. Постепенно время увеличивается. Также, мы наблюдаем за нежелательным поведением, выявляем причину (самостимулирование, избегание) и стараемся его подменять альтернативными социально приемлемыми формами поведения. Например, ребёнок мочит палец слюной и «рисует» на столе. Его цель – самостимулирование. Причина – недостаточность сенсорных впечатлений. Мы предлагаем ему занятия с пальчиковыми красками, как альтернативу поведения.
В своей работе мы столкнулись со следующими трудностями:
- недостаточность временного ресурса для полноценной организации поддержки семьи специалистами, а такие семьи особенно остро нуждаются в семейном консультировании, решении множества психологических проблем, принятии ребёнка, его особенностей;
- недостаточность возможности по информированию родителей по проблемам развития ребёнка, особенностям организации воспитательного процесса в соответствии с проблемами в поведении;
- проблемы в организации индивидуальной образовательной среды под потребности каждого ребёнка в связи со скачкообразностью развития.
Третий этап: переходный
На этом этапе мы сталкиваемся с актуальной проблемой, существующей в системе образования: отсутствием механизмов системы перехода детей с проблемами в развитии из детского сада в школу.Дети, имеющие отклонения в развитии, имеют более слабые механизмы адаптации, и вся работа в основном ложится на плечи родителей, не имеющих адекватной информации для безболезненной организации перехода ребёнка в школу. Также трудности возникают у педагогов в виду скудной информированности о вновь прибывших детях по поводу форм работы, актуальной ситуации развития, а так же уровня развития детей.
Возможные пути, способствующие решению данных проблем:
1. Индивидуальное сопровождение родителей.
а) Индивидуальные консультации по проблемам:
- предотвращения нежелательного поведения;
- формирования навыков самообслуживания;
- работы с эмоциональным состоянием взрослого по принятию особенностей ребёнка.
б) Организация семинаров-практикумов, круглого стола для родителей детей с ОВЗ, с привлечением учителей коррекционной школы, которые рассказывают о специфике работы специальной школы. В рамках подобных встреч создаётся возможность обмена опытом между родителями, преодоление социальной изоляции.
2. Рекомендации по подготовке к школе в папках для родителей детей с ОВЗ.
3. Разработка особых карт выпускника.
4. Создание творческой группы по разработке индивидуальных маршрутов по решению вопроса преемственности воспитанников с ОВЗ.
Екатерина Баланчукова, заведующий,
Елена Тверскова, старший воспитатель МАДОУ Д/с № 78, г.Белгород
- Комментарии