"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
Справа, справа от меня есть пустое место!
Одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) является формирование пространственных представлений. Это обусловлено трудностями развития навыков ориентировки в пространстве у детей этой категории на фоне низкой познавательной активности, фрагментарности восприятия, неустойчивости внимания, недостаточности объёма памяти и развития мыслительных операций, межанализаторных связей. Развитие пространственных представлений способствует формированию у детей с ЗПР целостной картины мира, их успешной адаптации в социуме, обеспечению безопасности и овладению разными видами учебной деятельности, в том числе чтением, письмом и счётом. Учитывая это, отметим необходимость целенаправленной, систематической и циклично повторяющейся педагогической работы в указанном направлении. Её содержание включает следующее:
- обучение ориентировке в телесном пространстве собственного тела;
- выделение разных зон окружающего пространства – верхней, средней, нижней, левой, правой;
- определение направлений в пространстве относительно своего тела;
- определение положения различных предметов окружения относительно друг друга;
- определение своего положения по отношению к другим объектам или предметам окружающего мира;
- освоение ориентировки в схеме тела человека, находящегося напротив;
- ориентировку на плоскости, расположенной вертикально, а затем горизонтально.
Для формирования у детей с ЗПР пространственных представлений необходимо освоение окружающего пространства через чувственный опыт. Это возможно при организации их двигательной деятельности в этом пространстве, поэтому подвижные игры приобретают особое значение.
Для решения задачи различения ребёнком правой и левой руки, правой и левой части собственного тела дефектологи традиционно используют маркировку его правой руки. Дети с удовольствием надевают на неё часы или яркий браслет, которые становятся зрительной опорой при ориентировке в схеме своего тела и пространстве «от себя», при выделении направлений впереди, сзади, справа, направо, слева, налево. Часто использую в работе с детьми маркировку левой руки. В этом случае не важно, какая рука у ребёнка является ведущей, и появляется возможность опираться на дополнительные ориентиры: окно, расположенное в классе или кабинете слева от стола; цветные «кляксы» неопределённой формы из самоклеящейся бумаги, которые прикрепляю на крышке стола с левой стороны каждого рабочего места; расположенное с левой стороны тела сердце: удары своего сердца дети с интересом слушают с помощью фонендоскопа в ходе предварительной работы.
Предлагаю вниманию читателей игры, которые успешно использую для формирования пространственных представлений у дошкольников с ЗПР в старшем дошкольном возрасте. Принимать участие в каждой игре может группа детей от 6 человек.
Справа, справа от меня есть пустое место!
Задачи: закреплять навыки ориентации в схеме собственного тела и в пространстве «от себя».Ход игры. Предлагаю детям встать вместе со мной в круг так, чтобы вытянутыми в стороны руками не задевать рядом стоящего ребёнка. Затем последовательно выполнить следующее: поднять и опустить правую руку, посмотреть направо и назвать стоящего справа ребёнка; поднять и опустить промаркированную браслетом левую руку, посмотреть налево и назвать ребёнка, который там стоит.
Далее выхожу из круга, и моё место оказывается свободным. Предлагаю детям назвать ребёнка, у кого справа оказалось пустое место. Он и начинает игру. Хлопая правой рукой по правой ноге, произносит слова:
Справа, справа от меня есть пустое место!
Я хочу, чтоб Ваня встал, со мной рядом постоял!
Ребёнок, чьё имя было названо, занимает свободное место, а его место становится пустым. Игру продолжает тот, у которого освободилось место справа. Играем до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего.
Весёлый мяч
Задачи: закреплять умение ориентироваться в собственном телесном пространстве и в пространстве «от себя», правильно употреблять предлоги для обозначения положения предметов в пространстве.Оборудование: небольшие мягкие мячи по количеству детей.
Ход. Предлагаю дошкольникам взять мяч и выполнить движения в соответствии с текстом:
В правую руку мячик возьмите,
Над головою его поднимите.
К левой ноге теперь опустите
И перед грудью чуть-чуть подержите.
В левую руку мячик возьмите,
Около правой ноги положите.
За спину спрячьте, затылка коснитесь,
С мячиком вправо теперь повернитесь.
Слова этого текста можно заменять или добавлять. Дети с удовольствием откликаются на предложение подсказать движение.
Капризный фотограф
Задачи: закреплять умение выделять правую и левую стороны игрушек, определять их положение в пространстве относительно других.Оборудование: кукла, медведь, заяц и другие игрушки, телефон или фотоаппарат.
Ход игры. В гости к детям приходит Фотограф. Он предлагает им сделать фотографии любимых игрушек. Дети рассаживают или расставляют свои игрушки, следуя советам Фотографа. Например: заяц посередине, кукла справа от зайца, а мишка слева от зайца.
Сделав фотографию, Фотограф предлагает пересадить игрушки: куклу разместить посередине, зайца слева от неё, а мишку справа от куклы. Каждый раз дети получают картинку-«фотографию» и определяют, соответствует ли расположение игрушек на «фотографии» действительному.
Если дети указывают на ошибку, Фотограф предлагает из нескольких «фотографий» выбрать правильную. Игра продолжается с другими дошкольниками. Её можно использовать как фрагмент сюжетно-ролевой игры «Фотоателье».
Наиля Хайретдинова, учитель-дефектолог
ГБОУ ШМК Бибирево ДО № 4, г. Москва
- Комментарии