"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Спортивный праздник со сказочным сюжетом
Спортивный праздник по сюжету удмуртской сказки для детей подготовительной к школе группы
Во время спортивного праздника по сюжету удмуртской сказки о Лопшо Педуне и Обыде дети 6-7 лет смогут проявить свою наблюдательность, находчивость, смекалку, ловкость, быстроту, умение взаимодействовать со сверстниками.
Цель: развивать физические качества детей средствами удмуртских народных игр.
Задачи: создавать условия для подвижных игр дошкольников; расширять представления детей об удмуртской культуре; воспитывать любовь к родному краю, природе.
Ход праздника
Ведущая: Давным-давно жил в одной удмуртской деревеньке славный парень Лопшо Педунь. (Ведущая обращает внимание детей на избушку, затем демонстрирует слайд «Удмуртская изба».) Не было у него ни телевизора, ни телефона, ни автомобиля, ни велосипеда. Была только деревянная изба, печь да разная домашняя утварь. И вот однажды случилась эта история…
Обыда: Я Обыда, Обыда! (На метле вылетает Обыда.) Осенью всем людям навредить хочу, чтоб зимой мне спокойно спалось! (Обыда забегает в избу и выбрасывает из неё вещи.) Всю одежду заберу, да по лесу разбросаю, чтобы хитрый Педунь дома сидел. Сама всех напугаю, да в лягушек превращу. (Обыда забирает одежду и убегает.)
Лопшо: Куда вся одежда подевалась? (Лопшо выходит к детям.) Ӟечбуресь! Здравствуйте, люди добрые! Вы никого не видели? (Дети отвечают.) Ох, Обыда, доберусь я до тебя! Только идти-то не в чем. Пока новые лапти сплету, зима настанет.
Ведущая: Ты, Лопшо Педунь, не переживай. У нас ребята смелые, они в лесу одежду твою найдут.
Лопшо: Всё пропало! (Ведущая демонстрирует слайд с изображением предметов, которые унесла Обыда.) Кутъёс ӧвӧл (лаптей нет), дэрем ӧвӧл (рубаха), кускерттон (пояс), изьы (шапки), штаны, пестерь (плетёная сумка), шулан (свистулька), ӵушкон (полотенце), штаны. Что вы будете искать? (Дети называют предметы одежды.) Ребята, неужели вы всё это найдёте? Боюсь, заблудитесь в удмуртских лесах.
Ведущая: Лопшо Педунь, ты дай нам карту.
Лопшо: Это можно. (Лопшо раздаёт детям карты с обозначением маршрутов.) Счастливого пути! (Дети делятся на команды и расходятся по станциям.)
Станция 1. Нюлэсмурт (в спортивном зале).
Нюлэсмурт: Ӟечбуресь, пиналъёс! Здравствуйте, ребята! Я Нюлэсмурт, хозяин леса. Распоряжаюсь, где медведю лежать в берлоге, где берёзке вырасти, а где ёлке. Охотники ко мне обращаются за помощью, а вы зачем пожаловали? (Дети отвечают.) Ох уж эта Обыда! Конечно, могу вас в лес пустить пропажу поискать, только вы мне подарки подарите. Если не подарите, то рассержусь так, что дорогу обратно не найдёте.
Дети: У нас нет подарков.
Нюлэсмурт: Тогда повеселите меня, поиграйте! (Дети и Нюлэсмурт играют в удмуртские народные игры «Охота на лося» и «Серый зайка».) Хорошо поиграли. Тау! Спасибо! Веселье - лучший подарок. Я своё слово держу, ищите потерю в моём лесу. (Дети находят пропавший предмет.) Молодцы, нашли! Передавайте привет Лопшо! Счастливого пути, ӟеч луэ!
Станция 2. Тӧлпери (в музыкальном зале).
Тӧлпери: Здравствуйте, гости незваные. Я дух ветра, Тӧлпери. Нагоняю тучи, бури да дожди. Если рассержусь, то начнётся ураган. Люди меня боятся, поэтому всегда приходят с подарками. А вы подарки принесли?
Дети: У нас нет подарков. Нам надо найти вещи Лопшо.
Тӧлпери: Ох уж, эта Обыда! Перед зимней спячкой всем навредить хочет. Ладно, помогу я вам, если поиграете со мной. Посмотрим, какие вы быстрые. (Дети и Тӧлпери играют в удмуртскую народную игру «Тябыкен шудон».) Теперь встаньте в круг. Я быстро раскручу лапоть, а вы постарайтесь его перепрыгнуть. (Дети и Тӧлпери играют в игру «Кутэн шудон».)
Хорошо поиграли. Тау, пиналъёс. Я своё слово держу, ищите потерю. (Дети находят пропавший предмет.) Привет Лопшо! Счастливого пути!
Станция 3. Лудму́рт (в зале хореографии).
Лудму́рт: Ӟечбуресь, пиналъёс! Здравствуйте, гости! Я Лудму́рт, Луговик. Отвечаю за луга и поля, слежу за посевами. Люди ко мне с подарками ходят, чтобы на лугах трава росла сочная, а в полях хлеб уродился. А вы зачем пожаловали? (Дети отвечают.)
Лудму́рт: Ох уж эта Обыда! Я могу вас на луг пустить поискать пропажу, только вы должны подарки мне подарить, а то рассержусь.
Дети: У нас нет подарков!
Лудму́рт: Поиграйте со мной в удмуртские игры! Есть ли среди вас растяпы? (Дети и Лудму́рт играют в игру «Небыльток».) Вижу, что растяп у нас нет. Посмотрим, какие вы ловкие, и поиграем с платочком. (Дети играют в игру «Кышетэн шудон».) Хорошо поиграли! Я своё слово держу, ищите свою потерю на моём лугу. (Дети ищут и находят пропавший предмет.) Молодцы! Счастливого пути, ӟеч луэ!
Станция 4. Обыда (в методическом кабинете).
Обыда: Посмотрите, кто пожаловал! Детки-конфетки, сейчас я вас на лопату посажу, да в печи испеку. Испугались? Пожалуй, дам вам один шанс. Разгадаете мои загадки, отпущу, а если, нет, то будете квакать в болоте. (Обыда демонстрирует на мониторе шесть вариантов ответов на каждую загадку.) Как называется столица удмуртской земли? Покажите флаг Удмуртии. В каком городе вы живёте? Покажите герб своего города. Какая река протекает в удмуртском крае? (Дети отвечают на вопросы, показывают картинки.) Вот умники! Кыш из моей избушки, пока в лягушек не превратила! (Дети убегают от Обыды. Пройдя все станции, они возвращаются в зал, где их встречает Лопшо Педунь.)
Лопшо: Что нашли, ребята? (Дети возвращают одежду.) Молодцы! Вы пока мультфильм посмотрите, а я оденусь, да пойду Обыду искать. (Ведущая показывает детям отрывок из мультфильма по мотивам удмуртской сказки «Гора самоцветов».)
Обыда: Лэзьыса Лопшо, отпусти! Только в печку меня не сажай! (Заходит Лопшо Педунь, ведёт за собою Обыду.) Всё поняла, не буду больше проказничать. Ребята, я хочу угостить вас родниковой водой. (Обыда разливает воду в стаканчики и раздаёт всем присутствующим.)
Лопшо: Спасибо, Обыда. Хорошо в нашем краю удмуртском!
Людмила Масьярова, воспитатель по физ. воспитанию,
МБДОУ ЦРР – Д/с № 56 г. Глазов, Удмуртская Республика
- Комментарии