"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Спасение теневого театра. Опыты со светом
Цель: расширение представления о свойствах света и тени.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами света по средствам теневого театра;
- уточнить знания детей об искусственных и естественных источниках света;
- активизировать словарь: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается;
- продолжать развивать у детей логический приём сериация, на основе построения упорядоченного ряда по степени яркости;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- воспитывать желание откликаться на просьбу о помощи и оказывать её.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Он находится в этой волшебной коробке и, чтобы его увидеть, надо посмотреть в это отверстие. Кто смелый? Кто первый? Что лежит в коробке? (Дети по очереди смотрят в коробку, но ничего в ней не видят.) Почему ничего не видно?Дети: Потому, что в коробке темно.
Воспитатель: Коробка волшебная. (Воспитатель просит детей закрыть глаза, включает в коробке фонарик и снова её закрывает, предлагает детям ещё раз заглянуть в коробку. В коробке картинка: звёздное небо, луна, фонарик.) Почему мы теперь увидели картинку?
Дети: В коробке стало светло.
Воспитатель: Свет – это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остаётся с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый. Посмотрите повнимательнее, больше ничего вы не видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как так? Я же приготовила для вас сюрприз – целый театр, куда он пропал? Вы его не видели? Давайте ещё раз посмотрим. (Дети достают фонарик, на котором записка: «Здравствуйте, ребята! Мы – сказочные персонажи отправились путешествовать по стране света и тени и заблудились. Помогите нам.)
Воспитатель: Ребята что случилось со сказочными персонажами? Мы сможем помочь? А как мы этот сделаем? Надо отправиться в страну света и тени и найти героев. Все готовы? В путь! Повернись, повернись, в стране света и тени очутись. (Приглушается свет, воспитатель светит фонариком на потолок. Свет включается.)
Воспитатель: А вы знаете, что является главным источником света для нас днём? (Солнце.) А ночью? (Луна.) Что помогает видеть нам вечером? (Лампы, фонари на столбах.)
Игровое упражнение «Свет бывает разный»
(На столе расположены картинки, изображающие источники естественного, искусственного света, два обруча.)
Воспитатель: Разложите картинки на две группы. Почему мы разделили предметы так? (Свет в природе естественный, искусственный свет – изготовленный людьми.) Как вы думаете, что светит ярче – свеча, фонарик, настольная лампа, люстра, спичка? (Проводится работа в группах: сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света от самого яркого.)
Опыт «Что даёт больше света?»
(На столе стоит лампа, свеча, фонарик в руках воспитателя. Воспитатель по очереди зажигает источники света. Дети сравнивают яркость света.)
Воспитатель: Что же светит ярче? (Делают вывод.) В поисках мы, возможно, будем двигаться при свете, а возможно и в темноте. Что нам поможет двигаться в темноте? Давайте возьмём с собой фонарики. Вспомним правила пользования фонариком (включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять). Ой! (Приглушается свет.) Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.
Воспитатель: У нас появилась великолепная возможность поиграть. Превращаемся в светлячков. (Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз.) Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (Свет уменьшится.) А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (Света становится больше.) Свет рассеивается. Давайте повторим слово «рассеивается». (Включается свет.) Ребята, а как теперь светят фонарики? (Тускло.) Когда светло, фонарики можно выключить, светлячки засыпают.
Опыт «Ловушка для света»
(Воспитатель подходит к столу с разными предметами: тряпочки, цветные «стёкла», дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики этими предметами, свет будет проникать сквозь них? Давайте попробуем, что получится. Если мы закроем фонарик дощечкой, свет будет проникать сквозь неё? (Аналогичная работа проводится с цветными «стёклами», картоном, тряпочками, бумагой писчей, пластмассовыми тарелочками, книгами.) Делаем вывод: свет может проникать через некоторые предметы, а через некоторые – нет. (Воспитатель преграждает луч рукой.) Что видим на стене? (Тень.) Почему она образуется? (Рука мешает свету и не даёт дойти ему до стены.) Поиграем с тенью. (Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки.) Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.
«Теневой театр»
(Воспитатель достаёт ширму для теневого театра. Дети рассматривают оборудование для теневого театра, и вместе с воспитателем находят там героев.)
Воспитатель: Так вот они где! Мы нашли сказочных героев? Что мы для этого сделали? (Дети вспоминают ход занятия.) А теперь мы вернёмся в детский сад вместе с героями. Повернись, повернись в детском саду очутись. Итак, ребят, понравился вам мой сюрприз? У меня есть картинки, на которых изображены солнышко и тучка. Если вам понравилось путешествие по спасению героев, вы много узнали, тогда возьмите солнышко. А если вам было скучно и вы ничего нового не узнали, возьмите тучку. Вы молодцы, активно работали и помогли героям театра.
Наталия Катаева, воспитатель
БДОУ «Детский сад №13», г.Омск
- Комментарии