"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Создание оздоровительной модели работы в детском саду
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер
Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% — хронически больны. По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребёнка. Исходя из этого, физическое воспитание, должно являться неотъемлемой частью жизни ребёнка с самого рождения, а задача укрепления здоровья — одна из приоритетных в работе ДОУ.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребёнка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание. Как показывают данные социологических исследований, традиционные методы закаливания не приводят к улучшению сложившейся ситуации. Педагогические и медицинские задачи порой хорошо состыковываются только на бумаге, в действительности же в традиционной системе оздоровления детей педагоги выполняют свои функции механически (обливание стоп, хождение по ребристой дорожке принятие воздушных ванн), поддерживая общий жизненный тонус ребёнка.
Мне нравится работать с маленькими детьми, я работаю во II младшей группе. Считаю, что в этом возрасте начинается становление детской личности, и поэтому важно начинать развивать и воспитывать детей как можно раньше. Но в таком раннем возрасте дети чаще подвержены различным недугам, и не последнюю роль в этом играет адаптация. Поэтому просто необходимо уделять большое внимание оздоровительным процедурам. Оздоровительная работа в моей группе ведётся в системе, разработанной на основе методических рекомендаций специалистов, мероприятия мы проводим регулярно, стараемся использовать для повышения иммунитета и сохранения здоровья детей все режимные моменты, в любое время года.
Но также надо учитывать, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, и одинаковые мероприятия, проводимые изо дня в день, становятся неинтересными и быстро надоедают детям. Большое внимание я уделяю нетрадиционным формам работы, игровым и сюрпризным моментам. Не буду перечислять все виды оздоровительных процедур, остановлюсь только на некоторых, наиболее интересных и любимых детьми, которые я включила в общий разработанный мною проект.
1. Рижский метод закаливания (или солевые дорожки)
Метод заключается в следующем: на резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём (в течение 15 сек). Затем водой из-под крана нужно протереть руки, шею, лицо. Если нет резинового коврика, можно использовать обычную ткань или махровое полотенце. Закаливание по рижскому методу рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
2. Точечный массаж по методу Аллы Алексеевны Уманской
Суть метода заключается в воздействии пальцами на девять биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов.
3. Гимнастика с элементами «Хатха-йоги»
Хатха-йога — это древняя индийская система поддержания тела в оптимальном физическом состоянии. Практика хатха-йоги состоит, главным образом, в выполнении статических поз. Хатха-йога делает ударение на развитии гибкости и поддержании здоровья суставов. Особое внимание уделяется здоровью, гибкости и тонусу позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела. Специально подобранные комплексы упражнений, в которых важную роль играет последовательность, применяют для улучшения и укрепления здоровья.
4. Дыхательная гимнастика в игровой форме
В работе по оздоровлению детей я определила для себя несколько принципов.
Результаты моей работы по оздоровлению детей заметны. Это высокая посещаемость, прекрасные результаты диагностики и мониторинга, высокая умственная и физическая активность детей, внедрение моего опыта работы в работу воспитателей других групп. Из моей группы в среднюю идут крепкие и здоровые дети, и я считаю, что в этом есть и моя заслуга.
Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% — хронически больны. По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребёнка. Исходя из этого, физическое воспитание, должно являться неотъемлемой частью жизни ребёнка с самого рождения, а задача укрепления здоровья — одна из приоритетных в работе ДОУ.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребёнка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание. Как показывают данные социологических исследований, традиционные методы закаливания не приводят к улучшению сложившейся ситуации. Педагогические и медицинские задачи порой хорошо состыковываются только на бумаге, в действительности же в традиционной системе оздоровления детей педагоги выполняют свои функции механически (обливание стоп, хождение по ребристой дорожке принятие воздушных ванн), поддерживая общий жизненный тонус ребёнка.
Мне нравится работать с маленькими детьми, я работаю во II младшей группе. Считаю, что в этом возрасте начинается становление детской личности, и поэтому важно начинать развивать и воспитывать детей как можно раньше. Но в таком раннем возрасте дети чаще подвержены различным недугам, и не последнюю роль в этом играет адаптация. Поэтому просто необходимо уделять большое внимание оздоровительным процедурам. Оздоровительная работа в моей группе ведётся в системе, разработанной на основе методических рекомендаций специалистов, мероприятия мы проводим регулярно, стараемся использовать для повышения иммунитета и сохранения здоровья детей все режимные моменты, в любое время года.
Но также надо учитывать, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, и одинаковые мероприятия, проводимые изо дня в день, становятся неинтересными и быстро надоедают детям. Большое внимание я уделяю нетрадиционным формам работы, игровым и сюрпризным моментам. Не буду перечислять все виды оздоровительных процедур, остановлюсь только на некоторых, наиболее интересных и любимых детьми, которые я включила в общий разработанный мною проект.
1. Рижский метод закаливания (или солевые дорожки)
Метод заключается в следующем: на резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём (в течение 15 сек). Затем водой из-под крана нужно протереть руки, шею, лицо. Если нет резинового коврика, можно использовать обычную ткань или махровое полотенце. Закаливание по рижскому методу рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
2. Точечный массаж по методу Аллы Алексеевны Уманской
Суть метода заключается в воздействии пальцами на девять биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов.
3. Гимнастика с элементами «Хатха-йоги»
Хатха-йога — это древняя индийская система поддержания тела в оптимальном физическом состоянии. Практика хатха-йоги состоит, главным образом, в выполнении статических поз. Хатха-йога делает ударение на развитии гибкости и поддержании здоровья суставов. Особое внимание уделяется здоровью, гибкости и тонусу позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела. Специально подобранные комплексы упражнений, в которых важную роль играет последовательность, применяют для улучшения и укрепления здоровья.
4. Дыхательная гимнастика в игровой форме
В работе по оздоровлению детей я определила для себя несколько принципов.
- Как я уже говорила, главный принцип — систематизация, так как только в системе оздоровительная работа приносит ребёнку колоссальную пользу, тогда как нерегулярные процедуры могут только навредить. Начинать оздоровительную работу необходимо с самых щадящих процедур непосредственно с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Важно понимать, что в период адаптации организм ребёнка наиболее ослаблен, и если проводить процедуры в полном объёме, он просто-напросто заболеет. Поэтому усложнять процедуры нужно постепенно.
- Второй принцип — дифференцированный подход. Дети в сад приходят разные: разные семьи, разные истории болезней, разные организмы. При планировании, подготовке и проведении оздоровительных процедур я очень подробно изучаю особенности иммунитета и, совместно с педагогом-психологом, особенности психологического здоровья каждого ребёнка. Строю работу таким образом, чтобы сохранить и укрепить здоровье каждого.
- Третий принцип — приобщение детей к здоровому образу жизни. Важно, чтобы ребёнок сам понимал всю важность оздоровления. Я никого не принуждаю, стараюсь вести оздоровительную работу так, чтобы каждый ребёнок сам захотел принять участие в оздоровительных процедурах. И как раз нетрадиционные формы работы этому очень способствуют.
Результаты моей работы по оздоровлению детей заметны. Это высокая посещаемость, прекрасные результаты диагностики и мониторинга, высокая умственная и физическая активность детей, внедрение моего опыта работы в работу воспитателей других групп. Из моей группы в среднюю идут крепкие и здоровые дети, и я считаю, что в этом есть и моя заслуга.
Оксана Белова, воспитатель,
ГБОУ лицей №1598 ДО 522
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку