"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Социокультурные ценности
Ответственность, как выстраивание своего поведения на основе общепринятых норм, исполнение своих обязанностей и обязательств, готовность давать отчёт за свои действия перед обществом и самим собой, формируется, воспитывается взрослыми у ребёнка через реализацию трёх этапов: формирование представлений и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления ответственного поведения, осознанное применение накопленного опыта.
Образовательный процесс в детском саду строится на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Мы формируем общую культуру личности, представления о многообразии человеческих отношений, правилах и нормах жизни в обществе, развиваем нравственные качества через чтение художественной литературы, беседы, просмотр мультипликационных фильмов и видеоматериалов, решение смоделированных проблемных ситуаций, а самое важное - на основе ежедневных примеров ответственного поведения взрослых.
Для дошкольников 4-5 лет взрослые устанавливают границы допустимой детской ответственности, разъясняют, подсказывают, мудро контролируют. Ребёнок уже может следить за своим внешним видом, порядком в игровых уголках, исполнять простые домашние обязанности, помогать ухаживать за домашними питомцами и растениями, стараться хорошо и вежливо себя вести по отношению к другим людям. В 5-7 лет дошкольник становится более ответственным вследствие совершенствования его понятийного аппарата, представлений, волевых качеств. В большинстве случаев ребёнок знает, какое поведение правильно. Дети учатся оценивать поступки по внутренним мотивам человека, понимают значимость и необходимость выполнения определённой деятельности, имеющей значение не только для них лично, но и для других и учатся держать ответ за свои поступки. Они могут эмоционально переживать моральное удовлетворение при успешном и неудовлетворение при недостаточно успешном выполнении общественно полезной деятельности, способны нести элементарную ответственность за внешний вид и свои вещи, поведение, выполнение данных им поручений и исполнение просьб других людей, за данное слово и самостоятельно принятое решение, здоровье и безопасность свои и окружающих, отношение к природе.
Дошкольникам нужно рассказывать об ответственности, объяснять, в чём она проявляется. Необходимо затрагивать их эмоциональную сферу и чувства, мотивировать, пояснять, помогать, подчёркивать результаты, хвалить и благодарить. Важно формировать представления о безответственности и её последствиях на самых простых и близких примерах. Пусть дети самостоятельно находят ответы на вопросы: что случится, если зимой развесить кормушки для птиц, но при этом не насыпать регулярно туда корм? Что произойдёт, если попросить у родителей домашнее животное, но не ухаживать за ним? Что бывает, когда балуешься во время рисования и заденешь стаканчик с водой или будешь вертеться во время приёма пищи? Как себя чувствует тот, кого ты обидел: ударил, обозвал, отобрал игрушку? Ребёнок учится самостоятельно делать выбор – поступить ответственно или безответственно.
Ответственность прививается как во время организованной образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время с помощью недельного календарно-тематического и праздничного планирования, партнёрства детского учреждения и учреждений культуры, в том числе религиозных организаций. Нам очень помогают книги из серии «Добрый мир» Л.Л. Шевченко, где с точки зрения православных традиций рассказывается о тёплых взаимоотношениях в семье, заботливом отношении к друзьям нашим меньшим, друг другу. Целый сборник посвящён ситуациям по теме хороших и плохих поступков. Дошкольники очень любят слушать и обсуждать произведения из методического пособия О.Е. Громовой «Ознакомление дошкольников с социальным миром». Практические навыки ответственного поведения закрепляются, когда ребята вместе с родителями участвуют в благотворительных акциях «Подарите доброту», «Новогодние чудеса», «Добрые крышечки» (сбор игрушек, игр, канцелярских принадлежностей, предметов личной гигиены для детей из малообеспеченных, многодетных семей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов) и конкурсах, таких как «Полюбите собаку безродную, одинокую, беспородную», «Миска добра»; экологических акциях «Сдай макулатуру – спаси дерево!», «Дело хоть и бумажное, но очень важное», «Подкормим зимующих птиц», «Хранители природы»; патриотических и познавательных акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Читаем детям о войне», «Книжка на ладошке», «Книжный глобус».
Большое внимание уделяется формированию ответственного отношения к жизни и здоровью. В тематических мероприятиях по безопасности и тренировочных эвакуациях принимают участие приглашённые сотрудники МЧС, береговой охраны, дорожно-патрульной службы и противопожарных расчётов.
Нами соблюдается принцип непрерывности и преемственности ответственного воспитания детей в ДОУ и семье. Личность дошкольника только формируется, и мы не можем ждать от ребёнка полной ответственности. Наши выпускники стараются вежливо и правильно себя вести, не баловаться, не вредить, выполнять обещания, быть внимательными к другим людям и оказывать им помощь. Дети учатся ответственно относиться к себе, окружающим предметам и миру природы. Большинство ребят не мешают друг другу во время разнообразных занятий, стремятся качественно работать в прописях и прилежно выполнять задания взрослых. В разновозрастных группах детского сада старшие дети всегда помогают младшим, а младшие берут положительный пример со старших.
Мы терпеливо, мудро, планомерно закладываем основы ответственности и верим, что дальнейшее положительное развитие будет обязательно проходить в семье и школе, и наши воспитанники вырастут ответственными людьми, нравственными членами современного общества.
Людмила Короткова , старший воспитатель
МДОУ ДС № 9 «Дружба»
с. Черкизово Коломенского г.о.
Рекомендуем почитать
- Обитатели Чёрного моря
- «Дюймовочка»
- Логический экран или игры для развития мышления и речи у дошкольников
- Комментарии