"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Собираем урожай
Образовательные задачи:
- уточнять и расширять словарь по теме «Дары осени»;
- закреплять представления детей об осени, обобщающие понятия «овощи», «фрукты»;
- учить строить фразу из двух-трёх слов в ответ на заданный вопрос, формировать основы диалогической речи.
Воспитательные задачи: воспитывать вежливость, умение слушать друг друга, выполнять простые инструкции.
Оборудование и материалы: корзина с муляжами фруктов и овощей, тканевые мешочки, красная и жёлтая корзиночки, сухие листья для дыхательной гимнастики, шарики Су-Джок, конверты с разрезными картинками (морковь и яблоко).
Ход деятельности
Ведущий: Чтобы каждый день проходил приятно, нужно начинать его с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим, нужно утром всегда и со всеми здороваться, то есть желать всем здоровья. Давайте вместе поздороваемся.Ведущий: Здравствуй, солнышко! (Руки вверх.)
Здравствуй, ветерок осенний! (Помахать кистями рук.)
Здравствуйте, друзья! (Протянуть руки к рядом стоящему.)
Ведущий: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Ведущий: Что бывает осенью?
Дети: Ветер, дождь; холодно, иногда тепло; пасмурно, иногда солнечно; листья желтеют и облетают; птицы улетают; люди надевают тёплую одежду.
Ведущий: Что нам дарит осень?
Дети: Фрукты, овощи, грибы, ягоды, красивые листья.
Ведущий: Давайте вспомним стихи об осени. (Дети читают стихи.)
Ведущий: О чём это стихотворение? Что люди делают осенью?
Дети: Собирают урожай.
Ведущий: Да, осенью люди собирают урожай фруктов и овощей. А что делают осенью лесные зверушки?
Дети: Готовятся к зиме. (Звучит музыка, входит Ёжик.)
Ёжик: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, взрослые.
Я – колючий добрый Ёж,
Чуть-чуть на щётку я похож.
Я с ребятами дружу,
Часто в гости к ним хожу
И гостинцы приношу.
Ёжик: Вот и к вам пришёл с гостинцами. Собрал и фрукты, и овощи, всё разложил по мешочкам. В один – фрукты, в другой – овощи. Но по дороге в ваш детский сад скатился с горки, и всё из мешочков высыпалось и перемешалось в корзине. Хотел снова разложить по мешочкам, да вот листики, которыми была накрыта корзина, как будто приклеились к ней.
Ведущий: Ёжик, да это пустяки. Сейчас наши детки тебе помогут сдуть листики с корзины. (Дыхательное упражнение «Ветерок». Дети подходят к Ёжику и помогают сдуть листья.)
Ёжик: Смотрите, вот и фрукты, и овощи – всё вперемешку.
Ведущий: Не волнуйся, Ёжик, мы тебе поможем. Ребята, на чём растут фрукты?
Дети: На деревьях.
Ведущий: Покажите. (Дети поднимают руки высоко вверх.)
Ведущий: Как называются деревья, на которых растут фрукты?
Дети: Фруктовые.
Ведущий: А где растут фруктовые деревья?
Дети: В саду.
Ведущий: Кто помнит стихотворение про фруктовый сад? (Дети читают стихотворение.)
Ведущий: А где растут овощи?
Дети: В огороде, на грядках.
Ведущий: Покажите. (Дети наклоняются, опускают руки на пол.)
Ведущий: Давайте вспомним стихи об огороде. (Дети читают стихотворение.)
Ведущий: Ребята, возьмите в руки только по одному фрукту или овощу из корзины Ёжика. Ёжик, мы тебе сейчас расскажем, что это: овощи или фрукты, и где они растут. (Каждый ребёнок называет тот предмет, который у него в руках, определяет его принадлежность к группе (овощ или фрукт), показывает, где он растёт: фрукт – поднимает руки вверх, овощ – опускает руки на пол.)
Ведущий: Теперь бегите к нам и несите свои овощи и фрукты в эти две корзины: в жёлтую – овощи, в красную – фрукты.
Ёжик: Молодцы, ребятки, справились хорошо, быстро, фрукты и овощи разложили правильно, ничего не перепутали. Теперь я хочу с вами поиграть. Игра называется «Ёжик спрятался». (Игра с ладошками: дети стоят в кругу, руки сложены в замок. Звучит музыка, Ёжик ходит по кругу. Дети показывают пальчиками иголки (вытягивают пальцы), как только подходит Ёжик, дети прячут иголки (складывают пальчики).
Ведущий: Ёжик, тебе понравилось? А вам, ребята?
Ведущий: А ещё мы можем изобразить любой фрукт или овощ с помощью щёчек, язычка, губ и зубок. Ёжик, показывай нам, что хочешь. (Артикуляционная гимнастика: Ёжик достаёт яблоко, дети надувают щёки; огурец – вытягивают губы трубочкой; сливу – языком упираются в одну щёку, затем в другую; морковь (трут на тёрке) – языком водят по зубам с внутренней стороны.)
Ёжик: Чем выкапывают морковь?
Дети: Лопатой.
Ёжик: Можете мне её показать? (Артикуляционное упражнение «Лопата».)
Ёжик: А что стоит вокруг сада и огорода?
Дети: Забор. (Артикуляционное упражнение «Заборчик».)
Ёжик: Ребята, посмотрите, какого цвета яблоко у меня в руках?
Дети: Зелёного цвета. (Ёжик определяет вместе с детьми цвет фруктов и овощей.)
Ёжик: Давайте погладим яблочко. Какое оно на ощупь?
Дети: Гладкое.
Ёжик: А теперь погладим огурчик. Какой он на ощупь?
Дети: Колючий.
Ёжик: Он колючий из-за маленьких бугорочков, которые на нём растут. Ещё можно сказать, что он шершавый. А про меня можно сказать, что я шершавый?
Дети: Нет.
Ёжик: Правильно, нельзя, ведь у меня самые настоящие иголки, я колючий.
Ведущий: Ребята, давайте расскажем Ёжику стишок про него. (Выполняется массаж с помощью шариков Су-Джок «Гладь мои ладошки, Ёжик» со словесным сопровождением под ритмичную музыку. Ёжик собирается уходить, но вдруг останавливается.)
Ёжик: Ой, голова моя колючая, совсем забыл. Это вам подарочки. Это девочкам, а это мальчикам. (Ёжик раздаёт конверты с разрезными картинками моркови и яблока, после этого уходит.)
Ведущий: Ой, что такое? Все картинки рассыпались? Давайте мы с вами их соберём. (Девочки собирают картинку за одним столом, а мальчики - за другим столом.)
Ведущий: Что у вас получилось на картинках?
Дети: Морковь, яблоко.
Ведущий: Морковь – это фрукт или овощ?
Дети: Овощ.
Ведущий: Где он растёт?
Дети: В огороде.
Ведущий: Яблоко – фрукт или овощ?
Дети: Фрукт.
Ведущий: Где растёт?
Дети: В саду.
Ведущий: Ребята, я вижу, вы много знаете об осени и о тех дарах, которые она нам приносит. Я предлагаю поблагодарить осень за подарки и спеть ей песенку. (Дети исполняют песню «Шагает осень по дорожке» с музыкальным сопровождением.)
Нина Деркачёва, учитель-логопед,
Галина Опаричева, Виктория Саркисян,
воспитатели, МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Комментарии