"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Синквейн как метод речевого развитии детей
«Изучая родной язык, ребёнок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» (К.Д. Ушинский) Трудно переоценить значение речевого развития. Именно в дошкольном периоде создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Но сейчас, когда дети чаще общаются с гаджетами, чем со сверстниками, возникают проблемы развития самой речи. Так, речь детей бедна прилагательными, словарный запас недостаточен, присутствуют сленговые слова. Современный ребёнок не может обосновать своё мнение, так как не развита монологическая и диалогическая речь.
В ФГОС выделены следующие компоненты речевого развития: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Я в своей работе решила сделать акцент на развитии словаря детей, что ведёт за собой развитие связной речи. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребёнка, углубляет его чувства. Подходя вместе с детьми к старшему дошкольному возрасту, я искала метод, позволяющий не только расширить словарь детей, но и сформировать связную речь; метод, способствующий поддержке и развитию детской инициативы. И я сделала свой выбор в пользу метода составления дидактического синквейна.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн был придуман американской поэтессой. Традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога. Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна в том, что он основан не на подсчёте слогов, а на смысловой заданности каждой строчки.
Задачи: сформировать представление о синквейне, научить составлять его по схеме; расширять словарный запас; развивать умение выделять главное, существенное; развивать монологическую и диалогическую связную речь; развивать ассоциативное мышление.
Правила составления синквейна
Первая строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы.
Четвёртая строка – фраза, несущая определённый смысл.
Пятая строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом, выражение своих ощущений одним словом.
Пример: Белка. Рыжая, стремительная. Прыгает, запасает, прячется. Быстрый огонёк между деревьев. Зверёк.
Для работы с детьми я использую такую схему стихотворения (рис.1).
Синквейн для дошкольников – это средство творческого самовыражения ребёнка; игровой способ обогащения словарного запаса; подготовка к краткому пересказу; умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении; средство изучения и закрепления родного языка.
Работу с детьми непосредственно по составлению синквейна лучше начать со второго полугодия старшей группы, а первую половину учебного года посвятить подготовке. Большую роль в этом играют словесные дидактические игры по развитию речи, направленные на расширение и уточнение словаря, подбор синонимов и антонимов, на развитие связной речи.
Последовательность и формы работы по составлению и использованию синквейна
Прослушивание детьми синквейнов, составленных педагогом. Здесь можно использовать сам синквейн в виде загадки, когда взрослый проговаривает стих, а дети отгадывают, о чём идёт речь. В этом случае необходимо обратить внимание детей на то, что они отгадали загадку. Далее следует формирование таких понятий как «слово», «слово-признак», «слово-действие», «обобщающее слово. На этом этапе работы дети знакомятся со схемами.
Следующая форма – разбор готового синквейна по схеме. Воспитатель произносит текст, дети отслеживают по схеме.
Для составления синквейна сначала выбираются простые хорошо знакомые предметы. Это могут быть игрушки, посуда, некоторые явления природы. Для лучшего запоминания педагог схематично зарисовывает слова, либо прописывает первые буквы. Далее обязательно следует прослушать готовую работу, чтобы заменить какое-либо слово, изменить предложение. Затем воспитателем зачитывается готовый синквейн. В дальнейшей работе дети могут сочинять стихотворения самостоятельно или при помощи родителей.
Использовать данное умение можно как итог, заключение любой деятельности – итог занятия, беседы, определённой темы, сюжетно-ролевой игры, оценка результата своей деятельности и деятельности других детей, обобщающий вывод, дополнение своего рассказа при проведении проектов.
Для успешного овладения детьми данным методом, родители должны принимать непосредственное участие. Перед началом работы с детьми, на собрании родителям была представлена данная методика составления сиквейнов. Вместе с педагогом они попробовали составить стихотворения, поиграли в словесные дидактические игры. В дальнейшем родители самостоятельно составляли синквейны с детьми на заданную тему. В подготовительной группе мы «выпустили» иллюстрированные сборники синквейнов, сочинённых семьями наших воспитанников.
Юлия Левашкина, воспитатель I кв. кат.
МБДОУ «Д|c компенсирующего вида
№48 «Винни-Пух», г. Набережные Челны
Рекомендуем почитать
- Использование офтальмологических технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
- Весёлый снеговик
- «Светлячок мини» в помощь педагогам
- Комментарии