"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2019
Сезонная одежда и обувь
Цель: упражнять в правильном употреблении приставочных глаголов в словосочетаниях и в предложениях с опорой на схемы; в согласовании относительных прилагательных с существительными.
Актуализация опорных знаний, сообщение целей занятия
Беседа по теме «Одежда»
Логопед: Назовите свои слова. (Пальто, плащ, куртка, брюки, рубашка, платье.)- Как назвать их одним словом? (Одежда.)
- В какое время года носят такую одежду? (Осенью.)
- Если эту одежду носят осенью, то это какая одежда? (Осенняя.)
- Как называется одежда, которую носят зимой/летом, весной? (Зимняя, весенняя.)
- Где люди берут одежду? (Покупают в магазине.)
- Откуда одежду привозят в магазин? (Со швейной фабрики.)
- Кто работает на швейной фабрике? (На швейной фабрике работают швея, закройщик, вышивальщица.)
- Что делает швея/закройщик, вышивальщица? (Закройщик кроит одежду. Швея шьёт одежду. Вышивальщица вышивает узоры на одежде.)
Сегодня мы будем говорить о том, как шьют одежду. Учиться образовывать слова-действия, у которых разное начало, а конец слова одинаковый. (Логопед выставляет схему, в которой говорится о цели занятия).
Игровой момент
(Раздается стук в дверь, «появляется кукла» – она «плачет».)Логопед: Дети, посмотрите, кто к нам пришёл – это же Маша-неряха. Вся её одежда в плохом состоянии: грязная, рваная. Её пригласили на праздник, а ей не в чем пойти. У неё нет красивого платья. Она обращается к нам за помощью. Давайте поможем ей. Как мы можем помочь? Сошьём новое платье. Для этого мы отправимся на швейную фабрику.
Логопед: Так как сейчас осень, то нам нужно одеться. Что мы надеваем сначала?
Дети: Колготки. (Дети изображают, как они надевают колготки.)
Логопед: Что наденем потом? (Дети изображают, как они одеваются на улицу.)
Упражнение «На фабрике»
Логопед: Ребята, вы молодцы, хорошо знаете, как нужно одеваться, а теперь нам нужно дальше помочь Маше-неряше. Мы сейчас с вами попали на швейную фабрику. В какой цех мы пойдём сначала?Дети: В цех по раскрою ткани.
Логопед: Что будем делать?
Дети: Раскраивать платье. (На фланелеграфе расположены детали платья.)
Логопед: Каждому из вас нужно взять деталь и сказать «я раскрою...» и назвать эту деталь, которую вы выбрали.
Дети: Я раскрою воротник (пояс, низ платья, вверх платья, оборку).
Логопед: Что мы сделали?
Дети: Раскроили одежду.
Логопед: Что теперь будем делать?
Дети: Шить платье.
Логопед: В какой цех отправимся теперь?
Дети: В пошивочный цех.
Логопед: Саша, что ты, будешь делать?
Саша: Я прошью боковые и плечевые швы. (Каждый ребёнок говорит о своей детали одежды). Я пришью рукава (пришью карманы, подошью подол платья).
Логопед: Назовите слова, которые говорят о том, что каждый из вас делал.
Дети: Шил, пришивал, подшивал. (Логопед ещё раз называет слова.)
Логопед: У всех слов-действий начало разное, а конец слова – одинаковый. (Выставляются схемы приставочных глаголов, и комментируется их образование.) Что мы делали в пошивочном цехе?
Дети: Шили платье.
Логопед: Давайте на нашем платье вышьем красивый узор.
Пальчиковая гимнастика
Логопед: Какие предметы необходимы для вышивания?Дети: Пяльцы, нитки-мулине, наперсток.
Вышивает, шьёт иголка, (Левая ладошка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)
Пальцу больно,
Пальцу колко,
А напёрсток (Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки напёрсток.)
В тот же миг
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке (Шьют.)
- Шей,
А колоться ты не смей! (Грозят указательным пальчиком левой руки.)
Тренировочные упражнения
Игра «Сшейте сами»(Логопед предлагает детям сшить другую одежду для куклы Маши. И выставляет на доску картинно-графические планы для описания последовательности процесса пошива одежды: куртки, платья, блузки, юбки, рубашки, брюк (с использованием приставочных глаголов). Дети, выбирают схему той одежды, которую они хотят сшить, и, опираясь на схемы, составляют рассказ, о том, как и что они будут шить.)
Логопед: Дети, послушайте мой рассказ и попробуйте сочинить свой. Я буду шить из фланелевой ткани фланелевую рубашку. Сначала я раскрою рубашку, потом я прошью боковые и плечевые швы. Затем я пришью рукава, воротник, пуговицы, карманы. Подошью низ рубашки и вышью на кармашке красивый цветок. (Аналогично: брюки, куртка, платье, юбка, блузка.)
Игра «Поможем маме и бабушке»
Логопед: Давайте поможем маме и бабушке привести Машину одежду в порядок. Перед вами карточки. Соедините стрелкой одежду, которую нужно зашить с бабушкой, а к которой нужно что-то пришить - с мамой, а на которой вышить какой-либо узор – с сестрой. (Дети выполняют задание.)
Что делает мама?
Дети: Мама пришивает пуговицу, рукав.
Логопед: Что делает бабушка?
Дети: Бабушка зашивает колготки.
Логопед: Что делает старшая сестра?
Дети: Вышивает узор на блузке,
Логопед: Как ещё ухаживают за одеждой?
Дети: Стирают, чистят, гладят.
Упражнение в самостоятельном образовании приставочных глаголов «Девочка стирает»
(Логопед выставляет сюжетную картинку «Девочка стирает платье».)
Логопед: Что делает девочка?
Дети: Девочка стирает платье.
Логопед: Посмотрите на схемы и придумайте другие слова-действия, у которых начало разное, а конец слова одинаковый: постирает, перестирает, застирает, подстирает и так далее. (Аналогично со словами гладит и чистит.)
Итог занятия
Логопед: Вот мы и помогли кукле Маше привести в порядок всю её одежду. Что ещё мы делали, кто помнит?Дети: Мы научились образовывать новые слова-действия, у которых начало слов разное, а конец слов одинаковый. (Если дети затрудняются с ответом, то логопед обращает внимание на схемы.)
Марина Павлова
учитель-логопед, высш. кв. кат.
МДОУ «Детский сад №290
Дзержинского р-на Волгограда»
Рекомендуем почитать
- Комментарии