"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2022
Сенсорная интеграция
Взаимодействие организма с окружающим миром обеспечивают сенсорные системы. От того, насколько хорошо развиты данные системы, зависит успешность деятельности человека в целом. У детей с нарушением сенсорной интеграции возникают трудности с обучением, социализацией, регуляцией поведения, освоением двигательных навыков. Исследования показывают, что у 20% детей дошкольного возраста имеются различные сенсорные нарушения.
Нарушения обработки слуховой системы могут проявляться в боязни громких звуков, в избегании зрительного контакта, яркого света. Нарушения тактильного восприятия часто проявляются в избегании прикосновений, работы с некоторыми материалами (пластилин, песок, краски), избирательности в одежде. Неуклюжесть, неловкость движений, повышенная двигательная активность, трудности в освоении разных видов движений могут быть признаками моторной, вестибулярной дисфункции. У ребёнка может быть нарушение в работе как одной, так и нескольких систем.
Суть метода сенсорной интеграции заключается в том, чтобы научить адекватно, реагировать на изменения в окружающей среде. Перед началом занятий рекомендуется наблюдение за ребёнком, сбор анамнеза, включающий заполнение сенсорного профиля, проведение оценки развития.
Коррекцию начинают с тех сенсорных каналов, которые развиты хорошо, а затем переходят к стимуляции дефицитарных каналов. Представляем вашему вниманию игры и упражнения для развития вестибулярной и гравитационной системы, моторного планирования.
«Раскачивание»
Материал: балансировочная доска, полусфера.Ход упражнения: предложите ребёнку постоять на балансире, поддерживая его за руки.
Варианты проведения: используйте различные виды балансиров. Предложите залезть и слезть с доски: спереди, сзади, с правой/левой стороны, покачаться сидя на доске, стоя на коленях.
После того, как ребёнок станет хорошо сохранять равновесие, используйте во время раскачивания дополнительные атрибуты: мяч, мешочки, игрушки, предлагая ребёнку выполнить различные движения: бросание, метание, собирание, передачу по кругу и другие.
Можно сочетать стояние на балансире с психогимнастическими упражнениями: «Силачи», «Стало палубу качать», «Любопытная Варвара» и другими.
«Запомни и повтори»
Ход упражнения: попросите ребёнка запомнить последовательность выполнения движений (2-3): попрыгать, сесть, похлопать в ладоши и т.д. При необходимости помогите ребёнку.Варианты проведения: можно использовать карточки-схемы движений.
«Птички на ветке»
Материал: балансировочная доска, разноцветные прищепки, звонок.Ход упражнения: дети (птички) садятся на балансир (дерево). Педагог: подул ветер (дети начинают качаться на балансире), ещё сильнее, ветер стих. Птицы захотели есть. По сигналу звонка дети, не слезая с балансира, собирают «ягоды» нужного цвета. Игра повторяется 2 раза.
«Охотники и крокодилы»
Материал: балансировочная доска, разноцветные прищепки.Ход упражнения: дети (охотники) стоят на балансирах (кочках), по команде ведущего «ловят» крокодилов названного цвета не сходя с него.
«Космический полёт»
Ход упражнения: дети отправляются в космическое путешествие на корабле (балансире). Ведущий держит в руках «солнце» (мяч), поворачиваясь и перемещаясь по кругу. Дети должны повернуться в сторону «солнца».«Моторная дорожка»
Материал: полусфера, тоннель, мешочки, обручи, тактильные дорожки, мягкие модули и т.д.Ход упражнения: составьте полосу препятствий из различных предметов, которые нужно проходить перекрёстным, приставным шагом, обходить, проползать.
Варианты проведения: изменяйте элементы полосы и способ прохождения маршрута.
«Синие человечки»
Материал: сенсорный чулок, обручи.Ход упражнения: педагог рассказывает детям о волшебной стране, в которой живут синие человечки. Они очень весёлые, озорные и любят спать днём, а ночью гулять. Ещё в этой стране живут обычные человечки, которые днём играют, а ночью спят. И никак наши жители не могут встретиться.
Начинается игра: выбираются дети, которые будут исполнять роль синих человечков (они надевают на себя чулок), обозначаются домики, в которых живут человечки. По команде «день» играют человечки, «ночь» – выходят синие человечки.
«Белки и деревья»
Материал: сенсорный чулок, обручи, шарики.Ход упражнения: дети, выполняющие роль деревьев, надевают чулок и стоят неподвижно. Все остальные дети – «белки». Белки собирают шишки (можно использовать шарики из сухого бассейна) и относят их в «дупло»-чулок. Взрослый играет роль лисы. Как только лиса появляется, белки прячутся за дерево и сидят неподвижно. Задача дерева – не дать лисе увидеть белок, для этого деревья наклоняют свои «ветки».
«Угадай, кто я»
Ход упражнения: ребёнок изображает животное, задача остальных детей – угадать кто это.«Брёвнышко»
Ход упражнения: ребёнок лежит на спине, вытянувшись всем телом; руки вдоль туловища, мыски ног оттянуты вниз. Ребёнок несколько раз перекатывается всем туловищем влево, затем вправо, как «брёвнышко».«Гусеница»
Ход упражнения: сидя на полу с вытянутыми ногами и опираясь на руки, ребёнок передвигается вперёд, а потом назад.«Дотянись»
Ход упражнения: ребёнок лежит на животе. Взрослый держит перед ребёнком игрушку, по команде пытается коснуться игрушки сначала левой, потом правой рукой. Затем взрослый, сев у ног ребёнка, просит дотянуться попеременно левой, потом правой ногой.«Сосиска в тесте»
Материал: утяжелённое одеяло.Ход упражнения: ребёнка заворачивают в одеяло, и он превращается в «сосиску», далее сверху на «сосиску» поливается кетчуп, её намазывают горчицей, можно разрезать на части (массажные движения).
«Репка»
Материал: утяжелённое одеяло.Ход упражнения: ребёнок ложится на одеяло, а взрослый тянет одеяло за конец – тянет репку.
Варианты проведения: можно использовать в групповой работе с детьми.
«Пёрышко»
Ход упражнения: педагог касается пёрышком разных частей тела ребёнка, а он с закрытыми глазами определяет и показывает, где коснулся взрослый.Варианты проведения: можно использовать игрушки различной фактуры.
«Пещера сокровищ»
Материал: утяжелённое одеяло, разные по фактуре материалы.Ход упражнения: под одеяло раскладываются разные по фактуре «сокровища» (шишки, камешки Марблс, мячи, игрушки). Ребёнок должен залезть в пещеру и достать нужный клад.
Юлия Некрасова, педагог-психолог,
МБДОУ «Детский сад № 44»,
г. Саров, Нижегородская область
- Комментарии