"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2017
Семья в жизни ребёнка
Тренинг для родителей с практическими советами и демонстрацией разных методик
Цель: психолого-педагогическое просвещение и психологическое сопровождение семей.
Задачи:
- демонстрировать родителям влияние формы общения с ребёнком в семье на его развитие, воспитание;
- знакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;
- формировать и развивать навыки рефлексии взаимоотношений родителей с ребёнком.
Ход тренинга
(Участники тренинга располагаются по кругу.)
Знакомство – приветствие
Цель: способствовать установлению контакта между родителями; формированию у них положительного настроя.
Каждый участник представляется и кратко рассказывает о себе.
Обсуждение в кругу «Общение – это…»
Цель: создать атмосферу общности; дать участникам возможность поделиться опытом семейного общения; подвести к анализу этого опыта, путем наводящих вопросов.
Как вы думаете, что такое общение в целом? Насколько важно общение для ребёнка? Как вы общаетесь с ребёнком дома, в семье? А какие трудности у вас возникают в общении?
Участники отвечают на вопросы и обмениваются опытом взаимоотношений со своими детьми дома. Ведущий, обобщая высказывания, делает вывод. Общение –сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании друг друга.
Мини-лекция
Цель: показать важность общения родителей со своим малышом и влияние формы и стиля общения в семье на успешность ребёнка в будущем.
Современные исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребёнка в дошкольном возрасте.
Стили общения взрослого с ребёнком бывают:
-
Авторитарный (я выше, лучше, сильнее, старше, умнее, а ты хуже, ниже, слабее, глупее и я знаю, что лучше для тебя).
-
Либерально-попустительский (мне всё равно, делай что хочешь).
-
Демократичный или «Личностно центрированный» (мы на равных, то есть, в центре внимания личность того человека, с которым сейчас общаешься).
«Проблемные», непослушные», «гиперактивные», «агрессивные» дети, так же как дети «неуверенные», «тревожные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родителям, также стоит помнить о том, что тёплые, партнёрские отношения мамы и папы – это залог эмоционального благополучия ребёнка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои чувства и эмоции, разрешать конфликты и уважать достоинство другого.
Обсуждение в кругу «Безусловная любовь…»
Цель: рассказывать о способах выражения безусловной любви к своему ребёнку, способах принятия его; учить правильно выражать недовольство ребёнком, не задевая его чувств.
В первую очередь, нужно принять своего ребёнка полностью, таким какой он есть, со всеми его послушаниями и капризами, «хорошими» и «плохими» чертами характера, и не забывать говорить ему про то, как вы его любите. С ребёнком важно и нужно говорить на равных, тогда и он будет стремиться к общению.
Нам в этом случае очень нравятся советы профессора Московского университета Юлии Борисовны Гиппенрейтер в её книге «Общаться с ребёнком. Как?». Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка от 8 раза в день, и это только для выживания и хорошего самочувствия, а для развития его как личности, будущего гения, и просто хорошего человека… посчитайте сами!
Упражнение «Я – высказывание»
Цель: знакомить родителей с «Я-высказыванием» как эффектным способом выражения своих чувств, особенно негативных.
Модель «Я-высказывание» известна ещё и как «Я-сообщение». Вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица о своих чувствах, а не о нём, не о его поведении. Эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.
Схема «Я-высказывания»:
-
сообщаем о своем чувстве от первого лица (я расстраиваюсь…);
-
говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…);
-
говорим о своём желании, пожелании, действии для ребёнка (я бы хотела, чтобы после игры ты убирал все игрушки на своё место).
Каждому родителю предлагается ситуация с ребёнком – необходимо высказать свои эмоции и пожелания ребёнку от своего имени, используя «Я-высказывание».
Упражнение «Чтение сказки»
Цель: демонстрировать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребёнком.
Трём участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.
После прочтения предлагается ответить на вопросы. Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? Каков вывод, как лучше преподносить художественную литературу ребёнку?
Упражнение «Вы описываете, ребёнок сам себя оценивает»
Цель: знакомить родителей со способами поддержки ребёнка через похвалу.
Есть замечательный способ похвалить ребёнка безоценочно: «Вы описываете, ребёнок сам себя оценивает». Представим, ваш ребёнок принёс домой из детского сада листок, на котором что-то «нарисовано» и спрашивает вас: «Красиво?». Можно ответить автоматически: «Да, очень красиво, молодец». Но лучше опишите то, что видите: «Ты нарисовал вот здесь дом…из трубы идёт дым…тут интересные завитушки…внизу что-то синее…». Тогда ваш ребёнок с радостью подтвердит, что именно это он нарисовал, а ещё подхватит и расскажет что-то ещё. Теперь ребёнок свободен взглянуть на себя со стороны и сам оценит свою работу.
Игра «Мой идеальный ребёнок»
Цель: помогать родителям видеть своего ребёнка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребёнка.
Родителям нужно от третьего лица рассказать о своём ребёнке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей) качества ребёнка перевести по ходу рассказа в положительные, также можно назвать качества, которых пока ещё нет у ребёнка, но они обязательно сформируются.
Рефлексия
Цель: подвести итоги собрания-практикума.
Давайте обобщим всё сказанное и вместе резюмируем приёмы общения с ребёнком в семье. Передавая мячик, расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течении собрания, как вы себя чувствовали в начале, в процессе, и постарайтесь проанализировать причину возникновения этих чувств.
Ирина Бабина, педагог-психолог
МБДОУ Д/с № 46 г. Салават
Рекомендуем почитать
- Игры и игрушки для формирования фонематического слуха
- Бинардик – я легенда или создано в СССР
- Создание оздоровительной модели работы в детском саду
- Комментарии