"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2014
Семейные традиции на Руси
Приобщение детей к народной культуре оказывает влияние на их духовное, эстетическое и эмоциональное развитие, обогащает их словарный запас и помогает им понять, что они — часть великого русского народа
Цель: приобщать детей к истокам русской культуры.
Психолого-педагогические задачи:
- Расширять представление детей о старинных семейных обычаях на Руси;
- Закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования: штампом и ватными палочками;
- Создавать благоприятную атмосферу для детского сотворчества;
- Обогащать словарный запас существительными: оберег, люлька, лапти, ухват, кочерга, кринка, прялка;
- Уточнять представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); развивать психологические процессы: внимание, память, мышление.
- «Познание»: расширять представления детей о семейных традициях на Руси.
- «Коммуникация»: обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.
- «Социализация»: расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций домашней утвари, одежды славян, народных игрушек; рассматривание русских узоров, орнаментов; экскурсия в комнату «Русская изба»; чтение русских народных сказок, былин; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и перенесёмся в Древнюю Русь. (Звучит фонограмма русской народной мелодии.)Русь деревянная — края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель. А знаете, почему Русь называют деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения к избе тоже были деревянными. И всё, что в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Воспитатель. Вот и подошли мы к такой избе. Милости прошу: проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошеных — возле порога.
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси!
Воспитатель. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица.
Горница в избе небольшая,
Да красивая какая.
На убранство поглядите,
Да про всё мне расскажите!
Сейчас посмотрим, как вы знаете предметы быта в избе. Слушайте загадки.
Четыре брата Под одной крышей стоят. (Стол.)
Четыре ноги, два уха, Один нос да брюхо. (Самовар.)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Чего схватит — отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват.)
Чёрный конь
Скачет в огонь. (Кочерга.)
Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)
Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется. (Люлька.)
Все голубки
Вокруг одной прорубки. (Ложки с миской.)
Воспитатель. А сейчас, мы поиграем в русскую народную игру.
Игра «Поясок»
Ход. Дети встают в круг. Водящий ходит по кругу с поясочком. Дети говорят слова: «Наш Ваня идёт, Ваня пояс несёт, кому дать, кому дать, кому пояс передать?» Тот, кто получит пояс, рассказывает о каком-нибудь предмете старинного быта.Самовар. Русские люди любили почаёвничать, попить чай из самовара, особенно после бани. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочком сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Прялка. В старину в каждой крестьянской семье были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
Люлька. Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.
Сундук. В старину в горнице на полу стоял сундук с крышкой на петлях и с замком, в нём хранили вещи. Он был большой и тяжёлый, на нём даже спали.
Лапти. Лапти — обувь, в которой ходили крестьяне на Руси. Их плели из лыка или бересты.
Коромысло. Это деревянная дуга с крючками на концах. На коромысле носили вёдра с водой.
Ухват. Это длинная палка с вилкой на конце. При помощи ухвата ставили горшки и чугуны в печь.
Кочерга. Это деревянная железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.
Кринка. Этот предмет делали из глины. В кринке хранили молоко.
Воспитатель. Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.) А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках (Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени…», которую дети выстукивают на деревянных ложках.)
Воспитатель. А какие пословицы мы знаем о ложке? (Дети рассказывают.)
- Красна ложечка с похлёбкой, а не сухая.
- Дорога ложка к обеду.
- Нечего хлебать, так дай ложку полизать.
- Руки не протянешь, так сама не придёт.
- Пустая ложка рот царапает.
Воспитатель. Ой, вы, гости дорогие, у нас ложки расписные.
Рисовали их, старались, подарить вам собирались.
Приходите в гости к нам, рады мы всегда гостям!
Как для вас, мои друзья, наша печка напекла,
Пятьдесят пирогов. не найти едоков!
Пирожков поешьте, да себя потешьте! (В конце занятия воспитатель угощает детей и гостей пирогами.)
Елена Елшина, воспитатель МДОУ «Детский сад № 6»,
г. Галич, Костромская область
- Комментарии