"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2013
Сделать правильный выбор
«Свобода», о которой так мечтали нынешние дедушки и бабушки (1940–1950 г.р.), нашла воплощение в том, как они воспитывали своих детей, родившихся в 1960–1970-х годах, и в наиболее выраженной форме проявилась у детей и подростков, рождённых в конце ХХ века, в 1990–2000 гг., и особенно в 2005–2006 гг.
Наши наблюдения свидетельствуют, что современные дети отличаются повышенной немотивированной активностью (в действиях и поведении нет цели, нет познавательного интереса), неустойчивостью внимания, падением интереса к игрушкам и книжкам. В ситуациях, вызывающих трудности, дети демонстрируют эмоциональные реакции протеста и ухода.
Всё это может быть началом формирования неадекватных реакций социального поведения и порождать проблемы в будущем. Если говорить о психическом здоровье как адекватной форме социальной адаптации и развития познавательной деятельности, то профилактика будущих проблем может заключаться в формировании навыков взаимодействия с миром предметов и социальным окружением.
В чём же главная проблема психического здоровья и норм социальной адаптации детей и подростков? На наш взгляд, это социальная среда, которая делает всё, чтобы сознание формировалось в искажённом виде.
Представьте себе, что на высокую гору восходит неподготовленный человек. Сможет ли он двигаться с заданной скоростью и уложится ли в определённое время? Он, может быть, и достигнет вершины, но какой ценой? И захочет ли он сделать второе восхождение?
Так и каждый ребёнок, приходя в этот мир, не обладает знаниями и возможностями взрослого человека. Его обучают и развивают. Он растёт, и его возможности расширяются. Однако современные условия развития ребёнка задают такую скорость и объём знаний, что признать этот процесс нормальным развитием никак нельзя.
В хирургии существует возможность увеличения роста за счёт вытягивания/растягивания костей. Это больно и долго, не каждый согласится. А в ситуации психического/интеллектуального развития современных детей, всё чаще можно видеть процесс «растягивания» возможностей ребёнка, «увеличения» возможностей за счёт увеличения объёма информации.
Амбиции родителей растут гораздо быстрее, чем их собственные интеллектуальные возможности. И требования к ребёнку не соотносятся с его реальными возможностями и потребностями. Родители, которые «загоняют» своих детей в жёсткие рамки соответствия вымышленным стандартам, добиваются того, что у 70% детей не только теряется познавательный интерес, но и формируется искажённое восприятие окружающего мира.
Синие зайцы и красные медведи, вымышленные живые существа, как отражение «больного» воображения взрослых; агрессивные игрушки для мальчиков виде монстров и «взрослые» куклы для девочек — это не что иное, как материализация взрослых комплексов дизайнеров и художников, которые всё это изобилие изобретают и предлагают детям. Можно даже не касаться темы размеров игрушек, которая только подтверждает факт, что родители современных малышей — сами ещё «малыши», которые не наигрались и приглашают в свои игры собственных детей.
То, что в каждом доме, где есть дети, имеется огромное количество игрушек, в которые они не играют, свидетельствует о том, что взрослые не задумываются о последствиях обыгрывания своих комплексов в будущем развитии ребёнка.
Дети с депрессиями и отсутствием желаний, страхами и нежеланием приобретать новые знания о жизни, строить перспективы будущего и готовиться к нему, всё чаще становятся пациентами психологических консультаций. Возраст расстройств снижается с катастрофической скоростью.
Что характерно для таких детей? Неразвитость познавательной деятельности, снижение познавательной активности, нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение умственной работоспособности, несформированность в мыслительных операциях процесса установления причинно-следственных связей, сужение объёма внимания, отсутствие функции сознательного контроля над результатами своего поведения и организации деятельности.
Употребление детьми и подростками алкоголя, табака или наркотиков можно рассматривать, как своего рода уход от реальности, предъявляющей непосильные требования, а также как изменение формы отражения реальности, уход в «другую», виртуальную реальность.
Их познание мира предметов и человеческих отношений начинается с экспериментирования над собой и своей жизнью, без учёта последствий этих экспериментов. А это не что иное, как попытка найти индивидуальные формы компенсации тех или иных психических расстройств.
Дезадаптация подрастающего поколения выходит за рамки допустимой, приемлемой нормы, поэтому для формирования и профилактики психического здоровья в раннем детстве необходимо говорить об ответственности родителей за своевременное оказание психологической и педагогической помощи детям на ранних этапах их развития.
Первое условие, необходимое для нормального развития ребёнка, — соответствие желаний родителей и возможностей ребёнка. У каждого ребёнка собственная скорость усвоения информации, свой объём. Это могут определить только профессионалы — педагоги и психологи.
Второе условие — соблюдение гигиенических норм психического развития ребенка: режим, нагрузки, количество и качество информации.
Третье условие — необходимость «отставания» подачи информации о действиях и предметах с учётом возраста ребёнка. Наблюдать за поведением малыша, помогать в создании условий безопасности при самостоятельном освоении им мира предметов, стимулировать к самостоятельному познанию мира предметов и явлений — вот что должно быть приоритетным в поведении родителей и педагогической работе.
Четвёртое важное условие, необходимое для нормального развития, — обучение ребёнка самостоятельному поиску необходимой информации, умению отличать важное от неважного, правильное от неправильного. Развитие коммуникативных навыков, возможность задавать вопросы и искать ответы необходимы для нормальной социальной адаптации.
Мир малыша не так велик, и если взрослый не будет опережать события, даст ребёнку возможность самостоятельно входить в этот мир и познавать его, то допущенные ошибки легче будет исправить, а доверие к взрослым, как к помощникам и защитникам будет расти. В старшем возрасте, когда мир расширится, взрослые смогут предупредить ребёнка об опасностях экспериментов над собой и своей жизнью, и им поверят больше, так как опыт общения в раннем детстве был доверительный и ребёнка не обманули.
Мы все несём ответственность за каждого ребёнка, с которым сталкивает нас жизнь, ведь завтра это будет взрослый, который что-то недополучил в детстве, и это обязательно отразится в его последующей жизни.
Переход к новой ступени развития, к школе, ставит перед ребёнком новые задачи — научиться учиться. Это, прежде всего, усвоение своей социальной роли ученика, выполнение режимных моментов, развитие и расширение познавательных интересов и кругозора, подготовка к самостоятельной и ответственной жизни.
80% игрушек, которые родители приносят в Центр детского развития как неиспользуемые дома, с точки зрения психологии и педагогики, не несут в себе никакого дидактического смысла.
Татьяна Болдырева, кандидат психологических наук,
президент Ассоциации «Здоровье, образование, культура»
- Комментарии