"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2017
Счёт и осязание
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по формированию элементарных математических представлений с использованием компьютерных технологий
В наше ДОУ принимаются слабовидящие воспитанники в возрасте от 3-х лет, с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией, а также дети с пониженным зрением, страдающие амблиопией и косоглазием, нуждающиеся в офтальмологическом сопровождении. Основной целью деятельности ДОУ является осуществление образовательной деятельности по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для слабовидящих обучающихся с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Регулярное лечение требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками, у каждого ребёнка имеются специальные медицинские предписания и рекомендации врача-офтальмолога, которые учитывают педагоги в своей работе с детьми, так как без знания степени выраженности дефекта, характера, содержания медицинских мероприятий, сложно осуществлять психолого-педагогическую помощь. Таким образом, педагоги знают особенности детей с нарушениями зрения, принципы лечения и условия, необходимые для успешных занятий, игр, других видов детской деятельности, воспитательно-образовательной работы. Коллектив успешно применяет различные здоровьесберегающие технологии, разработанные профессором В.Ф. Базарным (методика периодически меняющихся поз, цветовые маячки, методика зрительно-координаторных тренажёров), водный массаж глаз, тренировочные упражнения для глаз, логоритмику, психогимнастику, элементы арт-терапии, активно используются информационно-коммуникативные технологии.
Предлагаем вашему вниманию одно из занятий.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Обучающие задачи:
- упражнять в счёте в пределах 5, в прямом и обратном порядке;
- закреплять знание состава числа 5 из единиц, геометрических фигур;
- тренировать пространственное направление «справа-слева», умение на ощупь узнавать фигуры.
Развивающие задачи:
- развивать мышление, память, внимание.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к математике, желание заниматься;
- формировать положительное эмоциональное настроение.
Коррекционные задачи:
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать пространственную ориентацию;
- развивать сенсорные ощущения.
Материал и оборудование
Демонстрационный: разноцветные воздушные шары, мелкие игрушки, компьютер с игровыми упражнениями, смайлики грустные и весёлые, атрибуты для игры «Медведь и пчёлы», цветы, белые шарфики.
Раздаточный: геометрические фигуры, цифры из наждачной бумаги на карточках.
Ход занятия
(Дети входят в группу с шарами красного и жёлтого цвета. Звучит песенка Винни-Пуха, музыка из мультфильма.)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге в наш сад я встретила одного мальчика. Послушайте, какая незадача с ним приключилась.
Стоял ученик у развилки дорог.
Где лево, где право, понять он не мог.
Воспитатель: А вы знаете, где у вас правая и левая рука? Давайте проверим. Красные шары положите в левую сторону, жёлтые шары – в правую. Отлично. Сегодня мы с вами будем играть, считать, закреплять знания о геометрических фигурах и цифрах.
Воспитатель: Посмотрите на экран. (На слайде Винни-Пух с шариками в руке.) Посчитайте, сколько всего шаров в лапе героя мультфильма Винни-Пуха. Как можно получить число 5? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проверим. (На экране соответствующие слайды.) Надо взять по одному шару 5 раз. Пять это – к одному добавить ещё один и так далее. Сколько получится?
Дети: Пять.
Воспитатель: А теперь найдите в окружающей обстановке, в группе такое количество игрушек (предметов), чтобы оно соответствовало числу 5. Найдёте, посчитаете, вместе проверим. (Дети, ориентируясь в пространстве, двигаются по группе, находят предметы, расположенные по-разному, считают, называют итоговое число. Определяют, соответствует ли оно заданному числу.)
Воспитатель: Отлично! Мы исследовали группу, проверили, что цифра пять у нас тоже встречается. А теперь сядьте за столы. Упражнение для глаз «Воздушный шар». Вам нужно проследить за движением воздушного шара только глазами, держа голову прямо и не поворачивая её. (Цель упражнения – развитие глазодвигательных функций. Воспитатель держит в руках воздушный шарик, водит им, озвучивая направление движения: вверх, вниз, влево, вправо. Обращает внимание на осанку детей.)
Воспитатель: Все молодцы. Пришло время поиграть. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Игра «Чего не стало». На экране появляются разноцветные геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Дети закрывают глаза, слайд меняется. Открыв глаза, ребята показывают исчезнувшую геометрическую фигуру, называют её.)
Воспитатель: Геометрические фигуры вздумали попрятаться от нас, думали мы за ними не уследим. Давайте-ка вместе с Винни-Пухом проведём подвижную игру «Медведь и пчёлы». (Игра с использованием атрибутов и музыкального сопровождения. Считалкой хором выбираем медведя-водящего: хоровой счёт в прямом и обратном порядке.)
Хором: Один, два, три, четыре, пять –
Встали дети в круг опять.
Пять, четыре, три, два, один –
В «Медведя и пчёл» играть хотим.
Воспитатель: Полетели пчёлки (дети бегают-«летают»)
Собирать с цветочков мёд (кружатся – «садятся» на цветы).
Мишка, Мишенька идёт (выходит водящий),
Мёд у пчёлок заберёт.
Пчелки! Улетайте (убегают, пытаясь убежать от водящего)!
Воспитатель: А теперь игра «Узнай на ощупь». С завязанными глазами вы должны обследовать, ощупать геометрические фигуры или цифры, назвать этот объект. (Цель игры – развитие осязания. Детям по очереди завязываются глаза, они вытягивают из мешочка фигуру или цифру, узнают её «пальцами».)
Воспитатель: Посмотрите, как много мы сегодня успели! Возьмите такое изображение смайлика, которое характеризует ваше настроение. (Рефлексия.) Давайте вспомним – в какие игры мы сегодня играли? Какие упражнения делали? (Ответы детей.) Занятие закончено, все молодцы!
Татьяна Этман, воспитатель БГОУ Белебеевская специальная
- Комментарии