«Игры и Игрушки. Гид» № 2-2019
Рынок детских товаров – островок стабильности?
Начнём с важнейшего – рождаемости. В 2018 году было отмечено снижение рождаемости на 15% относительно 2016 года. Ситуация в 2019 году ещё менее утешительна – по данным Росстат, в первом полугодии рождаемость составила 9,9 на 1 тыс. человек, что меньше показателя аналогичного периода прошлого года на 8,3%. Этот тренд длительный и будет продолжаться примерно в течение 10 лет. Уже можно наблюдать сдвиг фокуса с сегмента 0-4 лет, который рос наиболее высокими темпами и был двигателем рынка детских товаров, на сегмент 5-9 лет.
Реальные доходы россиян падают шестой год подряд. По данным за первый квартал 2019 года, в среднем доход на душу населения составил всего 29 920 рублей. Согласно исследованию РБК, на свободные траты у населения остается только 15% доходов, в то время как 85% направлены на приобретение продуктов первой необходимости (например, продукты питания). А значит, поставщики товаров длительного спроса, в том числе и детских товаров, конкурируют всего за 4,5 тыс. рублей в месяц.
Снижение покупательской способности приводит к переключению потребителя на бюджетные детские товары и к перетеканию спроса в крупные сети в поиске лучших ценовых предложений, программ лояльности, СТМ. Речь идёт как о специализированных сетях, где в неизменных лидерах находятся «Детский Мир», «Кораблик», «Дочки-Сыночки», так и FMCG-сетях – на рынке активизировались игроки из «большого» бизнеса, дополняющие свой ассортимент детским сегментом (Fix Price, «Ашан», X5 Retail Group, маркетплейс и интернет-магазин Ozon, Wildberries).
Региональные же сети ощущают жесткое давление со стороны «федералов», рост конкуренции по ценам, ассортименту, сервису, а также стремительный рост e-commerce. К этому многие компании оказались не готовы и ушли с рынка. И мы видим череду банкротств региональных специализированных сетей детских товаров.
Рынок перенасыщен – большое количество игроков и разнообразных детских товаров. Россияне становятся более разборчивыми в покупках, ориентируясь в первую очередь на соотношение цены и качества. Так, например, продажи российских игрушек, которые в среднем на 43% дешевле импортных, растут значительно быстрее рынка – на 22%. А продажи игрушек под СТМ за первые четыре месяца 2019 года выросли на 48%, в то время как брендированная продукция — только на 7% (по данным NPD Group).
На фоне растущей избирательности потребителей розничные сети стали более вдумчиво подходить к выбору ассортимента. Многие проводят оптимизацию товарных матриц, оставляя на полках только самые оборачиваемые позиции. К слову об оборачиваемых позициях – интересной тенденцией стало повышение спроса на развивающие и образовательные игрушки: родители хотят получить от приобретаемой игрушки больше функций и готовы платить за товары для образования.
Что касается игрушек в целом – здесь важно отметить, что возраст детей, когда они играют в них, сокращается. «Если ещё недавно мы говорили, что это 12 лет, то сейчас это, скорее, 10. Ну и вообще, модель игры усложняется, дети сейчас совершенно другие. И если раньше куклы и машинки были популярны, то сейчас детям просто неинтересно. Это слишком простая модель игры, и поэтому появляются новинки и коллекционные компоненты» – отмечает Мария Ванифатова (NPD Group).
Также важнейшим трендом является переключение россиян с офлайн на онлайн-рынок. Это происходит по большей части за счёт того, что онлайн-канал даёт возможность выбрать и приобрести уникальные товары, от основных до нишевых, быстро и зачастую по более низкой цене. Доля продаж через интернет уже превысила 10%.
Итак, резюмируя:
- падение рождаемости и сдвиг фокуса на более старший возрастной сегмент;
- снижение покупательской способности;
- продуманный шопинг и увлечение «выгодными предложениями» и скидками;
- высокая насыщенность рынка различными предложениями;
- оптимизация ассортимента в сетях;
- давление «федералов» на региональные сети и череда их банкротств;
- изменчивость предпочтений и краткосрочные тренды в моде на детские товары;
- стремительным развитием e-commerce, повышенные требования к цифровому портфолио продукта.
Для поставщиков – на Форуме «Поставщик детских товаров» с Центром Закупок Сетей™
Для небольших сетей и магазинов – на Конференции «Формула успеха детского магазина»
Наталья Зверева, продюсер деловых мероприятий
Конгрессно-Выставочной Компании «Империя»
Рекомендуем почитать
- Прямые поставки детских игрушек из Китая оптом
- Российская натуральная игрушка
- Колесо Фортуны или как раскрутить свой бренд при помощи маркетинговой стратегии
- Комментарии