"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2018
Роль игровой среды бассейна в обучении детей плаванию
На всех этапах обучения дошкольников плаванию использую игры, игровые упражнения и ситуации, которые предусматривают действия в воде с игровым материалом и способствуют решению задач передвижения по дну бассейна, погружения и выдоха в воду, преодоления начинающими плавать страха глубины водного пространства, а также развития навыков передвижения в воде.
Дети 3-х - 5-и лет только учатся плавать, поэтому для формирования у них навыков передвижения по бассейну и ознакомления со свойствами воды использую пластиковые шарики и геометрические фигуры, леечки, резиновых животных и надувные фигуры морских животных, мячи разного размера, удочки, кораблики и даже зонтики. Малыши с интересом моют «морских ежей» и куколок, собирают вокруг бассейна морских звёзд и цветные «витаминки» для китов и других водных обитателей. Они с удовольствием опускают игрушки с бортиков в воду, рыбачат вместе с инструктором. Дети постарше в игровых ситуациях ловят на воде мячи и отправляют в плавание лодочки. Использую также заводных морских коньков, крокодилов, бегемотов, крабов и фигурки пловцов, которые передвигаются в воде. Последние помогают при демонстрации дошкольникам движений, которые нужно совершать в воде при плавании.
Погружение в воду с задержкой дыхания – это важный для пловца навык, для его формирования и закрепления необходимы регулярные тренировки. Чтобы сделать их привлекательными для детей, использую игры и упражнения с пластиковыми рыбками, яйцами, морскими коньками, дельфинами и фигурками других животных; с дисками, эстафетными палочками и шариками. Представлю некоторые из них.
Удочка. Предлагаю дошкольникам встать в воде в круг вокруг меня и держу в вытянутой руке верёвку длиной 20 см с закреплённым на одном её конце надувным мячиком. Поясняю, что по сигналу буду вращать мячик по кругу, а детям при его приближении следует погрузиться в воду.
Водолазы. Предлагаю дошкольникам по сигналу собрать со дна бассейна
- морских коньков и дельфинчиков, чтобы они погрелись на бортике;
- водоросли и тонущие кубики, чтобы угостить этим «кормом» стоящего на бортике морского котика;
- пластиковых животных, которые не умеют плавать и неожиданно оказались в воде.
Эти игры любимы детьми. Малыши радуются, когда им удаётся что-то найти на дне, а для старших детей ввожу правила соревнования, что позволяет интенсивно отрабатывать навыки плавания.
Тренированность дыхательной мускулатуры важна для правильного дыхания во время плавания и нахождения под водой, она влияет на физическую работоспособность и выносливость ребёнка. Учитывая возрастные физиологические особенности функционирования дыхательных мышц дошкольников, провожу с детьми развивающие игровые упражнения. Например, при обучении выдоху в воду, предлагаю изобразить, как гудит паровоз: ребёнок делает вдох, погружает лицо в воду и длительно издаёт звук [у]. Появление пузырьков воздуха вызывает у детей бурю положительных эмоций и желание повторять выдох несколько раз подряд.
В игровой ситуации «Капитаны» предлагаю дошкольникам встать большим полукругом в воде и руковожу игрой, находясь с внешней стороны бассейна за его бортиком. Дети дуют на пластиковые кораблики, направляют их в нужную сторону и переправляют из одного «города» в другой, которые обозначены деталями большого конструктора «LEGO».
Каждое занятие плаванием начинаю с прохождения массажной дорожки. Малыши преодолевают её в поиске оказавшихся на суше рыбок, а старшие дети - как ритуал начала занятия. Специальные валики и мячи дошкольники катают ногами вперёд-назад и по кругу при выполнении упражнений «Бежит ёжик по дорожке», «Карусели» и других для профилактики плоскостопия и массажа ступней.
Нарукавники, доски из пенопласта, ласты и другой инвентарь для обучения детей плаванию использую и по основному назначению, и включаю его в игры в качестве предметов-заместителей. Например, доски для плавания легко превращаются в домики-ориентиры, около которых дошкольники встают у бортиков бассейна. Они становятся лодочками, на которых малыши перемещают по водной глади кукол, или барабанами для обучения детей выполнению координированных движений прямыми ногами. Дети также переправляют с одного бортика бассейна на другой детали большого конструктора «LEGO» и строят из них башни, незаметно для себя отрабатывая навык плавания «стрелочкой».
Особое удовольствие доставляют дошкольникам групповые спортивные игры, для которых необходимо специальное оборудование: сетка, кольца, надувные фигуры крокодилов, черепах и другие. Это эстафеты с разными заданиями, водный «баскетбол» и «волейбол».
Наш бассейн не разделён флажной лентой, поэтому для развития ориентировки дошкольников в пространстве использую обозначение 3-х его рабочих углов с помощью крупных игрушек: надувного морского котика, пластиковых бегемота и лягушек. Детям удобно ориентироваться по таким приметным фигурам, если нужно распределиться по всей площади бассейна или выполнять движения в воде в заданном направлении. Кроме того, лягушек и бегемота можно полностью погрузить на дно, и в нужный момент по замыслу педагога они радуют детей своим появлением на поверхности воды. Ориентирами также служат расположенные на бортике бассейна пингвины. Дети угощают их «сушками» и наряжают «бусами» из пластиковых колец, которые переносят при перемещении в воде в вытянутых руках впереди себя.
Таким образом, игровая среда бассейна способствует созданию условий для освоения детьми необходимых для плавания навыков, совершенствования техники плавания и поддержания интереса к нему.
Ольга Соркина, инструктор по физкультуре
Д/с АНО «Павловская гимназия»,
дер. Веледниково, Московская область
- Комментарии