"Игры и Игрушки" №2-2014
Родителям об играх и игрушках
Игра стала хуже?
Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов – психологов и педагогов во всём мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать? Изменились и само качество, и сама суть детской игры: она стала невесёлой, более агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного поколения другому. И это привело к кризису игровой культуры. В начале 70-х годов газеты пестрели заголовками: «Куда уходят детские игры?», «Кто поможет игрушке?». Но, по мнению известного педагога В.М. Григорьева – собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, играть стали не меньше, а хуже.В ответ на вопрос «Во что ты любишь играть?» большинство детей (от 4-х до 6-и лет) назвали подвижные игры – салки и прятки. Но правила игры, её смысловой стержень сформулировать смогли лишь единицы. Вообще не смогли вспомнить ни одной игры – 5%, назвали лишь компьютерные игры – 4%. Четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби). Вот доказательства того, что игры уходят из жизни детей в том виде, в котором мы привыкли их видеть.
К сожалению, совсем исчезли групповые игры — «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора — величайшего богатства нашей культуры — сохранялись на протяжении веков, передаваясь из уст в уста. Теперь же редкий ребёнок даже слышал об этих играх.
Современная игрушка — какая она?
Если дети перестали играть в коммуникативные игры, не знают игрушек, сделанных вручную, то во что же они играют? Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребёнок, по сути своей является антиигрушкой. В ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Вспомните, сколь часто мы слышим в магазинах детское требовательное :«Купи!». По мнению психологов такие игрушки формируют тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда – новые формы, материалы, несвойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребёнком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чём часто свидетельствуют детские рисунки.Игрушка страшная
К сожалению, хорошо покупаемая игрушка – та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребёнка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребёнок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами и трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребёнок с детства окружён представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нём атрофирована, может быть, навсегда. Игрушка способна породить чудовищ и в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться всё чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Вот один пример.
На приём к психологу пришла бабушка. Её шестилетняя внучка плохо спит, вскакивает ночью, часто плачет, боится входить в тёмную комнату. Выяснилось, что суперсовременная мама купила дочери чёрного с рогами и хвостом, вполне «прикольного» монстра. Поначалу девочка обрадовалась, играла с ним. Но потом начались все эти невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что «чёртик на неё смотрит», и становилась всё беспокойнее. Мудрая бабушка взяла игрушку и на прогулке, в парке, вместе с внучкой, соорудив подобие костра, сожгла монстра. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли. Однако, история не закончилась, поскольку мама, узнав о происшедшем, обвинила бабушку в мракобесии и отстранила от воспитания дочери. Никакие доводы на женщину не подействовали, налицо семейный конфликт: бабушка в слезах обратилась к психологу за помощью.
Игрушка вредная
Сейчас в продаже большое количество игрушек, которые воплощают собой персонажей, сошедших с экранов телевизоров: мультфильмы, «раскрученные» детские телесериалы. Эти персонажи приносят разработчикам огромные доходы. Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук…, — от одних названий страшно. Подобные образы способствуют накоплению агрессивных фантазий ребёнка, часто реализуемых в жизни по отношению к тем, кто более слаб — животным или маленьким детям. Семилетний мальчик, любитель подобных игрушек, ловил цыплят и мучил их на глазах четырех-пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими «ужастиками», а любимой игрушкой у него был паук. Вот и думайте, откуда у ребёнка подобные наклонности.К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры (человек-машина, человек-чудище). Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Это в них реализуется потребность ребёнка в волшебстве и сказке?! Взрослые словно забыли, что игрушка, как мы сказали вначале, это не просто забава. Она закладывает в душу ребёнка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой.
«Что плохого в монстрах? Это же только игрушки», — скажут некоторые родители. Помните: любое проигранное ребёнком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребёнок научится в игре вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него будет некий образец того, как это нужно делать жизни. И наоборот, если в игре малыш вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведёт само себя в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребёнка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несёт.
Игрушка русская по духу
Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, не имеющих ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребёнка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад. В начале XX века популярным сюжетом игрушки был образ русского воина-победителя. Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического сознания. Возможно, стоит вспомнить историю русского воина, князя Святослава, который уже в два года не выпускал из рук деревянный игрушечный меч. Может быть, поэтому некоторые психологи и педагоги, спонсируемые американскими «центрами детского воспитания», требуют запретить продажу любых «милитаристских» игрушек в России, утверждая, что эти игрушки стимулируют насилие и агрессию...В традиционной народной игрушке заложены простодушная любовь взрослого к ребёнку, признание его права на особое игровое пространство. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, не пытливость ума, потребительство.
Современные игры и игрушки в своём подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они ориентируют детей не на позитивные ценности исконной русской культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к негативным проявлениям, которые можно обобщить следующим образом.
Во-первых, это меркантилизация детского сознания, выражающаяся в преувеличенном внимании к деньгам, в формировании желания заниматься только бизнесом, приобретения финансовой самостоятельности любой ценой. Вовторых, ориентация на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни и прочего. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации – мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы и т.п. Именно эта тенденция во многом спровоцировала рост детских самоубийств. Мы не можем ограничить предложения на рынке игрушек, цензура также не решит этот вопрос, но в наших силах сделать правильный выбор, предложив своим детям правильные игры и игрушки.
Обзор современных игрушек рисует печальную картину. Настолько ли всё плохо? Остались ли ещё «хорошие» игрушки? Как уберечь ребёнка от вышеобозначенных опасностей. Читайте продолжение беседы в следующем выпуске журнала в №3-2014.
Вера Абраменкова, доктор психологических наук,
зав. лабораторией «Социальная психология детства»
Института психолого-педагогических проблем детства
Российской академии образования
Рекомендуем почитать
- Дидактическая кукла «Инна»
- 3D модели для раскрашивания
- 10 игр, которые научат детей финансовой грамотности
- Комментарии