"Игры и Игрушки" №1-2014
Родителям об играх и игрушках
Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребёнка? Задумываются ли они над тем, что игрушка – это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие, запечатлевающиеся образы, и оттого, какими они будут, зачастую зависит формирование морально-нравственных представлений личности и развития в целом.
Своим взглядом на эту проблему делится с нашими читателями Вера Абраменкова, доктор психологических наук, профессор. Возможно, её подход к этому вопросу, основанный на лучших традициях отечественной культуры и истории, на главных православных принципах, поможет родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек. Или хотя бы заставит задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребёнку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несёт в себе? Словом, поможет понять: игра – дело серьёзное.
Немного истории
В интересном историческом документе «Екатерина II о воспитании и образовании внуков» даны правила, касающиеся воспитания посредством игры царевичей: трёхлетнего Константина и пятилетнего Саши – будущего царя Александра I. Само существование такого документа свидетельствует об исключительно внимательном отношении к детским играм и игрушкам. Вот эти распоряжения русской царицы Екатерины Великой для приставников (наставников) её внуков. «Весёлость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Малых неисправностей при игре не унимать. В игру их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтобы в оной участвовали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда».Российская царица справедливо замечала: «Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их... Питая в детях весёлость нрава, надлежит отдалять от их глаз и ушей всё тому противное, как-то: печальные воображения или уныние наносящие рассказы, также ласкательства... Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, через который получили бы умножение знанию...». Мудрые рассуждения и наказы императрицы-бабушки! Они не утратили своей актуальности и по сей день.
В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям. Некоторые древние игры вошли в историю: бабки, горелки, свайка, жмурки, пятнашки и т.п. Во многих играх широко использовались особые игровые предметы-игрушки: верёвки, чижи, палочки, волчки, биты и др.
Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. Более того, наделяли их магической силой. Считалось, что они могут способствовать урожаю, богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространённым обычаем – подарок приносил ребёнку здоровье и благополучие. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Это хорошо понимали русские педагоги. Уже в 60-х годах XIX столетия К.Д. Ушинский, А.Я. Симанович и другие педагоги в своих методиках опирались на национальный опыт, используя детский фольклор, традиционные игрушки и игры. Самой ценной в этом плане признавалась самоделка, создаваемая ребёнком в процессе самостоятельного труда и противостоявшая, по выражению русских педагогов, «грубым, пошлым и безнравственным фабричным игрушкам».
Об игре в бирюльки
Традиционная игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребёнка. Стоит вспомнить один исторический пример, оставшийся для большинства в поговорке, означающей что-то бессмысленное и пустое – «игра в бирюльки». Подлинный смысл этой игры известен сегодня лишь специалистам-историкам. Эта игра была достаточно популярна в русских, преимущественно крестьянских, семьях ещё в 30-40-х годах позапрошлого столетия. Имевшая свою «практическую задачу» – приучать детей к терпению, воспитывать способность концентрировать внимание, игра вместе с тем давала представление о сложности и взаимосвязи всех процессов, происходящих в мире. «Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок и соломенный крючочек. Идея состояла в том, что играющие из кучи по одной вытаскивали соломинки крючком, стараясь не задеть при этом весь ворох. Если он всё-таки рассыпался, то следующую попытку делал другой игрок. Игра воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, а главное – с помощью вороха соломинок ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о том, как трудно изменить часть, не разрушив целого, – всю сложную систему взаимосвязей.В наше время игру в бирюльки реконструировали, только теперь бирюльки делаются не из соломы, а из дерева. Кучу мелких предметов, похожих на вытянутые катушки из-под ниток, поочередно нужно разобрать маленьким крючком так, чтобы сама куча не рухнула, а соседние бирюльки не пошевелились. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передаёт крючок следующему игроку. Так продолжается, пока не разберётся вся куча или пока кто-то из игроков не наберёт условленного количества бирюлек. Я думаю, что игра имеет психотерапевтический эффект и может помочь в выработке усидчивости и внимания. Игрокам в бирюльки необходимо набраться не только терпения, но и доброжелательного отношения к товарищу по игре – без этого ничего не получится. А что, если, например, двум драчунам в качестве наказания предложить разобрать кучу бирюлек? Сначала, видимо, им будет трудно (бурлят эмоции), но постепенно сама игра потребует, чтобы конфликт и агрессия ушли, «разобрались», как маленькие бирюльки.
О погремушках, побрякушках, тарахтушках
С давних пор существует обычай давать грудным детям погремушки. Этим игрушкам несколько тысяч лет. А более ста лет назад вокруг них возникли жаркие научные споры. Против погремушки «восстали» некоторые педагоги, имевшие непомерное стремление к научной подготовке детей с самых малых лет и серьёзно уверявшие, что скрытый внутри погремушки предмет, производящий при движении шум, приучает ребёнка к бездумности, так как причина шума ему не видна. Но другие возражали, что всякий шум сам по себе нравится ребёнку, что уже очень важно. Шум, шелест, стук знакомят с понятиями «звук, тон, громкость», приучают регулировать качество и силу их воспроизведения. Безусловно, очень важно и то, что с определённого времени ребёнок начинает соотносить собственные движения и появляющийся звук.О мистике традиционных народных игрушек и их мудрой таинственной силе
После крещения Руси Св. Владимиром многие обычаи и ритуалы, связанные с древними, языческими «игрушками», органично вплелись в православный религиозно-культурный контекст. Так, одна из излюбленных детских игрушек «дохристианского времени» – кораблик из коры деревьев или бересты, который запускали по ручью по первой воде, стал символизировать плавание «корабля спасения» (подобно библейскому ковчегу) по «водам» суетного «житейского моря». Традиционная русская игрушка в те самые незапамятные времена не была вытеснена из сферы каждодневной жизни. Это соответствовало и мироощущению русского человека, ногами стоящего на земле, а душой, сердцем – пребывающего в Горнем мире. В игрушке, несмотря на её «привычность», таилось нечто сверхъестественное. Не случайно, к примеру, у кукол не вырисовывали лиц: опасались, что игрушка, имеющая лицо, оживёт и будет жить своей собственной жизнью, что могло бы навредить человеку. Недаром неодушевлённый предмет «кукла» в русском языке является одушевленным существительным, отвечающим на вопрос «кто?», а не «что?».Что же касается влияния традиционной игрушки на сознание ребёнка, то она воздействовала на все уровни ощущений – тактильный, звуковой, визуальный. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, тёплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.
А вот древние игрушечные «свистелки», по представлению наших предков призванные отгонять от ребёнка нечистую силу, злых духов, были и первыми «музыкальными инструментами», с которыми сталкивался ребёнок.
Рассматривая образную символическую картину мира древних славян, применительно к игрушкам можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки буквально усыпаны изображениями птиц. Птица-вестник небесного божественного мира – символизировала благодать Небесного Царства, радость ангельского пения, прославляющего Божий мир. До сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготавливают мастера Сергиева Посада, можно увидеть контур Креста.
Зачем нужна игра?
Во-первых, игра – это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребёнка стоять смирно – он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три… Замри!». Ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.Во-вторых, игра – школа морали в действии. Можно сколь угодно долго объяснять ребёнку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и, наоборот – для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
В-третьих, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.
По мнению русского историка и философа Василия Зеньковского, «игра – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке», средство проникновения в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца. Еще К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребёнок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста – это серьёзный сигнал для взрослого: такой ребёнок требует особого внимания, это «особенный» ребёнок – может быть, гений, а может, неблагополучный...
С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия.
Что такое игрушка?
Игра и игрушка, по мнению учёных, – важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в особой «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры (цивилизации), направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребёнку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.Игра и игрушка — специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры (чем не игрушки современные газеты с бесчисленными сканвордами, кроссвордами, чайнвордами? А сколько игр на телевидении? Игрушка – тот же носитель информации для ребёнка, что газета или Интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несёт?
Игрушка – агент национальной информационной безопасности. Например, куклы могут быть политическим предметом или, как иногда говорят, политическим фигурантом. Звучит курьёзно. Однако если вспомнить телепередачу «Куклы» с персонажами, похожими на наших политических деятелей (аналоги этой передачи существуют во многих странах), задумаешься всерьёз. В США недавно разразился скандал: мастер изготовил куклу в виде террориста Бен Ладена, которая бойко распродавалась в магазинах. Юным американцам чрезвычайно понравилась новая игрушка – злодей. Тогда — «для равновесия» изготовили куклу-героя с чертами президента Буша. Бизнес оказался выгодным – куклы буквально исчезали с прилавков. А затем, кукольнику позвонили из Белого Дома и, сделав строгий выговор, обвинили в антипатриотизме и подрыве национальной безопасности США. Однако он сумел убедить, что игрушки формируют адекватное отношение юных американцев к президенту и могут положительно повлиять на будущую избирательную компанию.
Игрушка — духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре – подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара – Солнца или Земли. Пирамидка – иерархическое мироустроение. Обратите внимание: на алтарной преграде в храмах ангелов изображают во весь рост с развевающимися ленточками в волосах, будто они только что спустились с небес, и ещё слышен шелест их крыльев, а в руках они держат прозрачную сферу (образ совершенства и гармонии), похожую на детский мячик или радужный мыльный пузырь.
Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию – помогала ребёнку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью деревянного меча – орудия его преодоления. Иногда ребёнок сам находит «игрушки-предметы-функционеры», отвечающие определённым, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка, птичье перо и прочее, наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаясь навести порядок в детском уголке, или выворачивая карманы детской одежды перед стиркой. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребёнка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, всё же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр?
Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки? О современных игрушках мы поговорим в следующем выпуске журнала, читайте продолжение в №2-2014.
Вера Абраменкова, доктор психологических наук,
зав. лабораторией «Социальная психология детства»
Института психолого-педагогических проблем детства
Российской академии образования
Рекомендуем почитать
- Комментарии