"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2013
Родители и дети
Цель семинара: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развить навыки эффективной коммуникации с детьми.
Задачи:
- оптимизировать формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей;
- ориентировать способности родителей к пониманию и сопереживанию в эмоциональный мир ребёнка посредством установления
- визуального и физического контактов, наблюдения и совместной деятельности;
- ознакомиться с родительскими позициями;
- открыть родителям новые способы общения с ребёнком при наказании и поощрении;
- обратить внимание родителей при формировании общения с ребёнком, переживающим кризисный период.
Правила общения на семинаре:
- проявляйте активность;
- слушайте друг друга, не перебивая;
- говорите только от своего лица;
- если информация адресована кому-то конкретно, то обращайтесь напрямую к этому человеку, а не говорите о нём в третьем лице; — не обсуждайте за пределами тренинга то, что происходит на занятиях;
- избегайте критики при выполнении упражнений. Если возникает потребность что-то покритиковать, дождитесь обсуждения;
- участник имеет право отказаться выполнять какое-то упражнение, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своём отказе.
Знакомство
Психолог приглашает родителей занять понравившееся место и представляется родителям.Упражнение «Самопрезентация». Родителям раздаются карточки и фломастеры для оформления «визиток». Через 5–7 минут необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко о себе, о своих ожиданиях и опасениях, связанных с семинаром.
Разминка
Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.Родительские установки
Родителей просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов. В расслабленном состоянии вспомните свою родительскую семью, своё детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что...», «Непослушный ребёнок— это...», «Родители должны...»?Родителям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями. Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы: «Что вы чувствовали тогда? Каковы были ваши телесные ощущения? О чём вы тогда думали? Что вам хотелось сделать?» Обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию о негативных последствиях наказаний. Аналогично провести обсуждение ситуаций с поощрениями.
После выхода из состояния расслабления участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо разделить актуальные установки на помогающие (рациональные, эффективные) и мешающие (нерациональные, неэффективные).
Идеальный родитель
Участникам предлагается высказаться на тему, как они представляют себе идеального родителя. Все предложения записываются на ватмане с нарисованными на нём кругами. Затем родители для себя отмечают, где же они «приближаются» к идеальным родителям. На обратной стороне родители пишут, что им мешает стать идеальным родителем.Вопросы на осознание родительских позиций
Родители отвечают на вопросы:- Нравится ли вам ваш малыш?
- Слушаете ли вы, что ребёнок говорит?
- Смотрите ли вы на него, когда он говорит?
- Стараетесь ли вы создать у ребёнка ощущение значимости того, что он говорит?
- Поправляете ли вы его речь?
- Позволяете ли вы ребёнку совершать ошибки?
- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
- Смеётесь ли вы вместе?
- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребёнку и для бесед с ним?
- Играете ли вы вместе в какие-нибудь игры?
- Поощряете ли вы ребёнка в его интересах и увлечениях?
- Есть ли у него одна-две собственные книги?
- Есть ли у ребёнка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?
- Стараетесь ли вы подать ребёнку пример, читая газеты, журналы, книги?
- Обсуждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанного вами всей семьёй?
- Стараетесь ли вы сказать всё за ребёнка, прежде чем он успеет раскрыть рот: — у врача; — в магазине?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребёнком?
- Задаёте ли вы ему вопросы о смысле увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность смотреть телевизор?
- Стараетесь ли вы ходить на прогулки по округе?
- Есть ли у ребёнка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлёпать глину, чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
- Собираетесь ли вы сводить ребёнка в Макдональдс, в зоопарк, в музей?
Ситуации
Родителям раздают карточки, где описаны ситуация и предполагаемые варианты ответа. Необходимо выбрать адекватный ситуации вариант.Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребёнок разбросал игрушки. Вы сердитесь. Ваши слова:
- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть.
- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
- Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
- Не сейчас, видишь, я работаю.
- Займись чем-нибудь, вот возьми бумагу и порисуй.
- Я сейчас работаю и не могу поиграть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.
- Вечно ты приходишь с улицы как поросёнок.
- Ты посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты!
- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
- Ты что не видишь, я с тётей разговариваю.
- Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.
- Не мешай нам разговаривать.
Ситуация 5. Ребёнок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.
— Я тебе говорила, что если крутиться, то можно пролить молоко, мне очень неприятно что так получилось.
Ситуация 6. Ребёнок садится за стол, не помыв руки.
— Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками.
Ситуация 7. Ребёнку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»
— Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
Ситуация 8. Ребёнок разбивает чашку: «Ой, моя ча-а-а-а-а-шечка!»
— Ты испугалась, и чашечку очень жалко. Попробуй в следующий раз быть осторожней.
Далее психолог, делая вывод из пройденного упражнения, совместно с родителями формирует правила общения с ребёнком.
В процессе общения с детьми необходимо установить личностный контакт. Существуют три пути восприятия человеком окружающего мира. Это визуальный, аудиальный и кинестетический.
Результат неправильного общения с ребёнком — агрессивные дети. Они нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача не в том, чтобы поставить диагноз и приклеить ярлык, а в том, чтобы оказать посильную и своевременную помощь ребёнку.
Причины нарушений поведения ребёнка:
- борьба за внимание;
- борьба за самоутверждение;
- желание отомстить;
- потеря веры в собственный успех.
- Во-первых, повернитесь к ребёнку лицом, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
- Во-вторых, ваши ответы должны звучать в утвердительной форме.
- В-третьих, важно повторить, что случилось с ребёнком, и обозначить его чувство.
- В-четвёртых, «держать паузу» после каждой реплики.
Сын. Он отнял мою машинку!
Мама. Ты очень огорчён и рассержен на него.
Сын. Больше я туда не пойду!
Папа. Ты больше не хочешь ходить в школу.
Дочь. Не буду я носить эту уродскую шапку!
Мама. Тебе она очень не нравится.
Скорее всего такие ответы покажутся непривычными и даже неестественными. Гораздо привычнее было бы сказать:
— Ну, ничего, поиграет и отдаст...
— Как это ты не пойдёшь в школу?!
— Перестань капризничать, вполне приличная шапка!
При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребёнка наедине с его переживанием.
Лавина
«Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе весёлое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио». После того, как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесёт снегом?
Далее родителям предлагается здесь и сейчас сделать своими руками подарок ребёнку. Каждый участник сам выбирает, будет ли он рисовать, лепить и т.п. Пока они делают подарок, психолог читает стихотворение:
Дети – это счастье, дети – это радость,
Дети – это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.
Дети, как ни странно, также испытание.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, понимание.
Дети – это время, дети – это труд.
Дети – это чудо, доброты послание,
Лучики восхода, капельки любви.
Дети – это каждой девушки желанье
(Даже карьеристки, в глубине души).
Дети – это ночью частые вставания,
Дети – это соски, колики, горшки.
Дети – это споры в вопросах воспитания,
Мамины молитвы, папины посты.
Дети – это ласка, искренность и дружба.
Спорят понарошку, любят так всерьез.
С ними нам лукавить, прятаться не нужно
Детскими глазами видно нас насквозь.
Дети – это папы часто нету дома,
Дети – это мама дома целый день.
Дети – это часто узкий круг знакомых,
Собственные планы двигаются в тень.
Дети – это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети–это опыт, дети–это мы!
Рефлексия
Каждый родитель делится своими впечатлениями, даёт «обратную связь», после чего психолог предлагает домашнее задание.
Домашнее задание
- Посмотрите, насколько вам удаётся принимать вашего ребёнка. Для этого в течение двух-трёх дней постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упрёком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не всё благополучно.
- Обнимайте вашего ребёнка не менее четырёх раз в день (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
- Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребёнком, чтобы время, проведённое с вами, было для него положительно окрашено.
- В вашем повседневном общении с ребёнком замечайте моменты его переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечён, и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
Юлия Крамарова, педагог-психолог МБДОУ
«Детство» «ЦРР — детский сад» СП «Журавушка»
- Комментарии