"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2017
Речевые игры с бельевыми прищепками
Картотека речевых игр разной направленности для детей старшего дошкольного возраста
Нам всем знакомы невероятные и невообразимые варианты поделок из бельевых прищепок. Но чаще всего в таких творческих работах внимание уделяется моторному компоненту, неречевым способам манипуляций с созданной из прищепки игрушкой. Предлагаемые игры с бельевыми пластиковыми разноцветными прищепками смещают акцент на речевое развитие, при этом сохраняя возможность формирования мелкой моторики обеих рук.
Итак, нарезаем картонные заготовки лиц людей, деревьев, цветов, насекомых, птиц, животных и начинаем проводить систематичную работу с детьми старшего дошкольного возраста по активизации лексического строя речи, одновременно развивая память, внимание, воображение, мелкую моторику рук, проводя параллельную работу по автоматизации поставленных звуков и формированию фонематических процессов.
Перед началом игры договариваемся о цветовых обозначениях: если используются прищепки красного, синего или зелёного цвета, то обязательно будет задание, связанное с фонематическими процессами. Ребёнку просто объясняем, что это «звуковые прищепки», и мы обязательно поиграем со звуками. Получается, что прищепки всех остальных цветов – «незвуковые».
Все предложенные игры подходят как для одиночной работы, так и для парной. В паре могут работать ребёнок и логопед или два ребёнка.
Игра «Солнышко»
Цель: активизация слов-действий прошедшего времени мужского рода, автоматизация правильного произношения звука [л] в конце слова.
Оборудование: жёлтый круг – солнышко, жёлтые прищепки – лучики.
Инструкция: «Называй одним словом, что делал лучик, и прикрепляй прищепку к кругу». В случае, если фантазия ребёнка о действиях лучика истощилась, а прищепок ещё достаточно, выясняем, что делал мальчик Михаил, Даниил, Павел, составляя предложения из двух слов. Предлагаем ребёнку подумать: на какой цвет звуковой прищепки можно поменять желтый? – Правильно, на синий. Потому что звук [л] твёрдый, для его обозначения необходим синий цвет.
Оставляем синие прищепки, достаём заготовку тучки.
Игра «Тучка»
Цель: активизация слов-действий настоящего времени второго лица единственного числа; автоматизация правильного произношения звука [ш] в конце слова.
Оборудование: заготовка тучки и синие прищепки – капельки дождя.
Инструкция: «Тучка плывёт по небу, а что делаешь ты? Отвечай на вопрос со словом «ты» – ты идёшь, ты поёшь – и прикрепляй прищепки к тучке».
Игра «Скажи наоборот»
Цель: отработка умения подбирать слова с противоположным значением.
Оборудование: картонные заготовки солнышка и тучки, жёлтые и чёрные прищепки.
Инструкция: «Ребята, кто-то из вас возьмёт трафарет солнышка и будет рассказывать, что происходит летом, прикрепляя прищепки. А кто-то другой возьмёт трафарет тучки и станет рассказывать, что происходит зимой. Отвечаем одним словом».
Речевой материал:
Летом солнышко как светит? Ярко.
А зимой? Тускло.
Если на небе нет ни облачка, то погода какая? Ясная.
А если на небе собрались тучи, погода какая? Пасмурная, ненастная.
В какой одежде ходят люди летом? В лёгкой.
А зимой? В тёплой.
Игра «Цветок»
Цель: активизация словаря существительных в пределах одной лексической группы.
Оборудование: заготовка цветка без лепестков и «незвуковые» прищепки.
Инструкция: «Называй все цветы, которые знаешь, и прикрепляй прищепки, образуя лепестки цветка». Аналогично можно играть на ином материале.
Игра «Одежда»
Цель: активизация лексики в пределах одной лексической группы.
Оборудование: заготовка шарфа и «незвуковые» прищепки-бахрома.
Инструкция: «Вспоминай и называй разные виды одежды и прикрепляй прищепки туда, где должна быть бахрома шарфа».
Игра «Человечек»
Цель: активизация словаря признаков, развитие словообразовательного умения.
Оборудование: заготовки картонных лиц людей и «незвуковые» прищепки.
Инструкция: «Закончи моё предложение, скажи: какой человечек? Отвечай одним словом и прикрепляй прищепку вместо волос».
Речевой материал:
Если человек хочет есть, он какой? Голодный.
А наоборот? Сытый.
Если человек устал, он какой? Уставший.
А наоборот? Отдохнувший.
Игра «Ёжик»
Цель: отработка слов со схожим значением (синонимов).
Оборудование: две заготовки ёжиков и коричневые или чёрные прищепки-колючки.
Инструкция: «Наши ёжики очень похожи. Давай подбирать описания ёжиков – какие они? – и прикреплять прищепки вместо колючек».
Игра «Деревья»
Цель: активизация слов с противоположным значением (антонимов).
Оборудование: заготовка дерева и «незвуковые» прищепки жёлтого и оранжевого цвета.
Инструкция: «Заканчивай моё предложение одним словом и прикрепляй прищепки к дереву – получаются листочки».
Речевой материал:
У берёзы ствол светлый, а у клёна…
Сосна высокая, а рябина…
У дуба ствол толстый, а у осины…
У сосны иглы длинные, а у ели…
У клёна листья большие, а у липы…
Зимой тополь голый, а ель…
Игра «Поймай палец»
Цель: активизация лексики по теме «Пальцы рук».
Оборудование: заготовка кистей рук и одна прищепка-палец.
Инструкция: «Я говорю название пальца, а ты должен поймать его прищепкой – прикрепить её на место нужного пальца на картонной заготовке. Играем с одной прищепкой».
Игра «Чьи уши?»
Цель: отработка умения называть притяжательные прилагательные; словообразовательная работа.
Оборудование: заготовка зайца и белые прищепки-уши, заготовка петуха и разноцветные «незвуковые» прищепки-хвост.
Инструкция: «Прикрепляй зайцу прищепки вместо ушей и отвечай на мои вопросы одним словом».
Речевой материал:
У зайца уши чьи? Заячьи.
А у белки? Беличьи.
Игра «Ударение»
Цель: определение ударного слога, называние слов заданной лексической группы.
Оборудование: предметные картинки, картонные карточки размером 2x12 см, разделённые вертикально на две части – на два слога, «незвуковая» прищепка.
Инструкция: «Давай вспомним и назовём все слова, которые обозначают овощи». «Правильно! Посмотри, что изображено на моих картинках – называй!». «Что общего у этих слов? Каждое из них состоит всего из двух слогов». «Произнеси название картинки так, как будто ты зовёшь этот предмет. Какой по счёту слог ударный? Прикрепи прищепку сверху на первый или на второй слог».
Как показывает многолетняя практика, данные игры весьма успешно справляются с поставленными задачами и, самое главное, как любая коррекционная игра, повышают мотивацию ребёнка к трудоёмкому процессу исправления собственных недостатков речи.
Ольга Алфёрова, учитель-логопед ГБОУ
Школа 2114 СП Перспектива, г.Москва
- Комментарии