"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Речевое развитие дошкольников
Развитие речи занимает доминирующее место во всестороннем развитии личности, поскольку именно по речи ребёнка можно судить о его интеллектуальном развитии. При этом нельзя забывать, что развитие речи – это комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, тренировки фонематического слуха, вербального мышления и литературного творчества
Для решения столь важных задач конечно же нужны качественные дидактические пособия, ведь только на основе наглядного материала ребёнок сможет легко и прочно усвоить нужный материал. Целые серии такого материала можно найти в детском издательстве «Улыбка». Давайте на примере этого игрового материала рассмотрим каким образом лучше построить занятия по развитию речи.
Первым делом важно научить ребёнка любить сказки. Именно с них берёт своё начало обучение технике пересказа. Конечно, книгу с красочными иллюстрациями никто не отменял, но есть и дополнительные материалы, с помощью которых процесс пересказывания сказок становится более интересным и продуктивным. Когда ребёнок пересказывает сказки он обогащает свой активный словарь, учиться грамотно строить предложения, как простые, так и сложные, согласовывать различные части речи между собой, склонять и спрягать слова и так далее. Но самое главное, это то, что ребёнок удерживает последовательность событий и может её воспроизвести, а значит проблем с сочинением в дальнейшем тоже не должно возникнуть. Бонусом к сказкам идёт психологическая оценка героев и их поступков, что позволяет одновременно решить задачи нравственного воспитания. Дети любят играть, поэтому для этих целей прекрасно подойдут всевозможные КУБИКИ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ К СКАЗКАМ: «Вспомни сказку», «Собери сказку», «Угадай сказку», «Узнай сказку», по которым после того, как ребёнок её собрал, можно вспомнить всю сказку целиком и пересказать ещё раз. Или НАБОРЫ КАРТОЧЕК «РАССКАЖИ СКАЗКУ»: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Три поросёнка» и так далее - с иллюстрациями к сказкам, где вся сказка изображена с самого начала и до конца. С такими наборами можно создавать полноценные постановки, где вместо действий персонажей или кадров фильма будут картинки.
Кроме сказок нужно, чтобы ребёнок ориентировался в различных лексических темах и умел называть хотя бы пять представителей каждой группы. Отлично для этого подойдут «Забавные комбинации», где ребёнок может менять герою гардероб, профессию, вид спорта и тому подобное. При этом мало создать образ, нужно ещё и рассказать о том, что ребёнок думает об этом герое. Например, герой был космонавтом, стал пожарным, а как это случилось и почему, надо придумать и рассказать. Или собрать какой-то образ и сочинить рассказ, используя слова, которые предложит педагог, используя опорные картинки. Хорошо отрабатывать лексические темы, используя ЛОТО ПО РАЗНЫМ ТЕМАТИКАМ: растения, животные и другие. Лото - прекрасное дидактическое пособие по изучению многообразия представителей каждой группы предметов. Играя в лото можно тренировать память, что тоже положительно влияет на развитие речи. Например, ребёнок заполняет свою карточку, отдаёт её ведущему, а через 5 минут должен вспомнить и назвать, какие предметы были изображены у него на карточке.
А как изучить представителей фауны, закрепить понятия взрослой особи и детёныша, понять, как правильно называть малышей? Для этого подойдут универсальные ИГРЫ СЕРИИ «ЧЕЙ МАЛЫШ», в которой представлены и домашние животные, и дикие. Более того в каждой папке подобраны стихи о тех животных, которые изображены на картинках, что, безусловно, облегчает работу педагога. Если развитие речи связать с ручным трудом, то ожидаемый результат будет намного лучше. Трафареты, которые находятся внутри помогают педагогу совместить работу рук и речь. С совсем маленькими детьми, можно просто рассматривать и называть животных, с детьми постарше можно придумывать уже небольшие описательные рассказы каждого животного, а с детьми старшего дошкольного возраста уже придумывать сюжетные истории. Например, как подружились морж и белый медведь. Не забывайте с малышом придумывать клички животным.
Когда ребёнок собирает логические цепочки, он начинает ассоциативно мыслить. Цвета, формы, мир животных, транспорт, в лесу, саду, огороде, можно найти в СЕРИИ «СОБЕРИ ЦЕПОЧКУ». Если мы занимаемся с малышами, то можно просто назвать картинку, цвет и части. С помощью таких цепочек можно научить детей старшего дошкольного возраста креативно рассказывать истории. Например, одну карточку берёт ребёнок и составляет предложение со словом, которое изображено, следующую карточку кладёт взрослый и тоже придумывает предложение, но такое, чтобы помимо слова на карточке, оно было связано с предыдущим предложением.
Также, развитие речи связано с усвоением любых других понятий, в том числе математических: формы и размеры можно тоже изучать с помощью логических цепочек, и как только ребёнок начинает озвучивать увиденное, то сразу запускаются процессы наглядно-образного мышления. В наборах «Собери цепочку» ТМ «Улыбка» мы видим по пять представителей каждого вида, а значит можно по пути отработать количественные и порядковые числительные.
Хорошо, когда на материале одного пособия представлено целых три игры. Когда мы знакомим детей с животными, мы обязательно должны рассказать, где они обитают, чем питаются, как связана жизнь животного с сезонными изменениями? И с транспортом тоже нужно помочь разобраться: где и как производят, из чего состоит, кто управляет? Какие материалы и оборудование нужны людям различных профессий? Что где растёт, как называется, что из этого можно приготовить? И на все эти вопросы можно ответить в игровой форме, используя НАБОРЫ СЕРИИ «ПОЗНАЁМ МИР».
Для решения столь важных задач конечно же нужны качественные дидактические пособия, ведь только на основе наглядного материала ребёнок сможет легко и прочно усвоить нужный материал. Целые серии такого материала можно найти в детском издательстве «Улыбка». Давайте на примере этого игрового материала рассмотрим каким образом лучше построить занятия по развитию речи.
Первым делом важно научить ребёнка любить сказки. Именно с них берёт своё начало обучение технике пересказа. Конечно, книгу с красочными иллюстрациями никто не отменял, но есть и дополнительные материалы, с помощью которых процесс пересказывания сказок становится более интересным и продуктивным. Когда ребёнок пересказывает сказки он обогащает свой активный словарь, учиться грамотно строить предложения, как простые, так и сложные, согласовывать различные части речи между собой, склонять и спрягать слова и так далее. Но самое главное, это то, что ребёнок удерживает последовательность событий и может её воспроизвести, а значит проблем с сочинением в дальнейшем тоже не должно возникнуть. Бонусом к сказкам идёт психологическая оценка героев и их поступков, что позволяет одновременно решить задачи нравственного воспитания. Дети любят играть, поэтому для этих целей прекрасно подойдут всевозможные КУБИКИ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ К СКАЗКАМ: «Вспомни сказку», «Собери сказку», «Угадай сказку», «Узнай сказку», по которым после того, как ребёнок её собрал, можно вспомнить всю сказку целиком и пересказать ещё раз. Или НАБОРЫ КАРТОЧЕК «РАССКАЖИ СКАЗКУ»: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Три поросёнка» и так далее - с иллюстрациями к сказкам, где вся сказка изображена с самого начала и до конца. С такими наборами можно создавать полноценные постановки, где вместо действий персонажей или кадров фильма будут картинки.
Кроме сказок нужно, чтобы ребёнок ориентировался в различных лексических темах и умел называть хотя бы пять представителей каждой группы. Отлично для этого подойдут «Забавные комбинации», где ребёнок может менять герою гардероб, профессию, вид спорта и тому подобное. При этом мало создать образ, нужно ещё и рассказать о том, что ребёнок думает об этом герое. Например, герой был космонавтом, стал пожарным, а как это случилось и почему, надо придумать и рассказать. Или собрать какой-то образ и сочинить рассказ, используя слова, которые предложит педагог, используя опорные картинки. Хорошо отрабатывать лексические темы, используя ЛОТО ПО РАЗНЫМ ТЕМАТИКАМ: растения, животные и другие. Лото - прекрасное дидактическое пособие по изучению многообразия представителей каждой группы предметов. Играя в лото можно тренировать память, что тоже положительно влияет на развитие речи. Например, ребёнок заполняет свою карточку, отдаёт её ведущему, а через 5 минут должен вспомнить и назвать, какие предметы были изображены у него на карточке.
А как изучить представителей фауны, закрепить понятия взрослой особи и детёныша, понять, как правильно называть малышей? Для этого подойдут универсальные ИГРЫ СЕРИИ «ЧЕЙ МАЛЫШ», в которой представлены и домашние животные, и дикие. Более того в каждой папке подобраны стихи о тех животных, которые изображены на картинках, что, безусловно, облегчает работу педагога. Если развитие речи связать с ручным трудом, то ожидаемый результат будет намного лучше. Трафареты, которые находятся внутри помогают педагогу совместить работу рук и речь. С совсем маленькими детьми, можно просто рассматривать и называть животных, с детьми постарше можно придумывать уже небольшие описательные рассказы каждого животного, а с детьми старшего дошкольного возраста уже придумывать сюжетные истории. Например, как подружились морж и белый медведь. Не забывайте с малышом придумывать клички животным.
Когда ребёнок собирает логические цепочки, он начинает ассоциативно мыслить. Цвета, формы, мир животных, транспорт, в лесу, саду, огороде, можно найти в СЕРИИ «СОБЕРИ ЦЕПОЧКУ». Если мы занимаемся с малышами, то можно просто назвать картинку, цвет и части. С помощью таких цепочек можно научить детей старшего дошкольного возраста креативно рассказывать истории. Например, одну карточку берёт ребёнок и составляет предложение со словом, которое изображено, следующую карточку кладёт взрослый и тоже придумывает предложение, но такое, чтобы помимо слова на карточке, оно было связано с предыдущим предложением.
Также, развитие речи связано с усвоением любых других понятий, в том числе математических: формы и размеры можно тоже изучать с помощью логических цепочек, и как только ребёнок начинает озвучивать увиденное, то сразу запускаются процессы наглядно-образного мышления. В наборах «Собери цепочку» ТМ «Улыбка» мы видим по пять представителей каждого вида, а значит можно по пути отработать количественные и порядковые числительные.
Хорошо, когда на материале одного пособия представлено целых три игры. Когда мы знакомим детей с животными, мы обязательно должны рассказать, где они обитают, чем питаются, как связана жизнь животного с сезонными изменениями? И с транспортом тоже нужно помочь разобраться: где и как производят, из чего состоит, кто управляет? Какие материалы и оборудование нужны людям различных профессий? Что где растёт, как называется, что из этого можно приготовить? И на все эти вопросы можно ответить в игровой форме, используя НАБОРЫ СЕРИИ «ПОЗНАЁМ МИР».
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку