"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
Речевое развитие дошкольников в условиях игровой среды
При организации игровой среды в группе для детей с общим недоразвитием речи нами учтена необходимость наполнения её дидактическими играми и игровыми атрибутами для сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссёрских и других игр, которые можно успешно использовать для речевого развития дошкольников. Представляя читателям журнала свой опыт, хотим показать особенности некоторых игровых уголков и отметить большое значение взаимодействия воспитателей и учителя-логопеда при использовании в практике коррекционно-развивающей работы с детьми игровых средств.
Тематическое содержание игровых уголков в группе определяется и изменяется в соответствии с планированием учителя-логопеда, а подбор игр и игровых атрибутов обеспечивает согласованное педагогами решение образовательных задач. Например, в уголке дидактических игр для работы с детьми по лексической теме «Дикие животные» представлены игры «Про животных», «Большие и маленькие», «Дикие животные мира», «Рассказы о животных», домино «Дикие животные» и другие. Они способствуют расширению и уточнению представлений дошкольников о внешнем виде животных леса, луга, степи и саванны, их образе жизни и повадках.
С помощью этих игр мы решаем задачи формирования и активизации словарного запаса по теме; словообразования и словоизменения, в том числе образования названий животных и их детёнышей во множественном числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зайчик, белочка, ушки), притяжательных прилагательных (волчий хвост, лисья нора), приставочных глаголов (скакал, прискакал, ускакал), а также предложно-падежных конструкций (без зайца, о зайце). При выполнении игровых заданий дети подбирают родственные слова (лиса, лисёнок, лисий), составляют по картинкам предложения, небольшие сюжетные рассказы о животных и загадки описательного характера.
Дошкольники с большим удовольствием играют с деревянными и пластмассовыми фигурками животных. Они имеют возможность узнать животное с помощью осязания, соотнести звуки голосов животных с их зрительно воспринимаемыми образами. В режиссёрской игре «Зоопарк» дети-экскурсоводы ухаживают за животными леса и саванны, рассказывают о них детям-посетителям.
По теме «Профессии» предлагаем дошкольникам игры «Семья и профессии», «Кем быть?», «Знаю все профессии», лото и пазл-лото «Профессии», «Все профессии важны» и другие. С их помощью знакомим детей с профессиональной деятельностью врача, водителя, строителя, животновода и другими, раскрываем необходимость каждой профессии, подводим к осознанию значимости труда взрослых, воспитываем уважение к нему. Эти игры способствуют также обогащению словаря названиями рабочих инструментов и оборудования; совершенствованию грамматического строя речи при образовании и употреблении существительных указанного лексического поля в косвенных падежах; закреплению навыка образования названий профессий с помощью суффикса -щик- (стекольщик, дрессировщик), сложных и отглагольных существительных (садовод, пчеловод, рыболов; учит- учитель, воспитывает- воспитатель); составления сложноподчинённых предложений.
Игры с куклами, на которых форменная профессиональная одежда, помогают закреплению представлений дошкольников об особенностях разного труда и условиях его безопасности. Подводим детей к поиску ответов на вопросы: Зачем строителю каска? Зачем повару фартук и колпак? и других. Действуя в сюжетно-ролевых играх «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Школа», «Строительство дома» в соответствии с игровым замыслом, они используют свои знания о профессиях.
При знакомстве дошкольников с лексической темой «Дом и его части. Мебель» используем игры «Мой дом», «Строим дом», лото «Моя квартира», «Что где находится?» и другие. С их помощью расширяем и обогащаем представления детей о разных видах жилищах человека – доме, избе, юрте, яранге и других. Используем макеты домов для формирования элементарных представлений детей о таких частях зданий, как пол, стены, крыша, окна, двери, лестница, балкон и их функциональном назначении. При обустройстве комнат мебелью уточняем её назначение - мебель для детской комнаты, гостиной, столовой или спальни. Закрепляем навыки выделения признаков внешнего сходства и отличия предметов мебели; решаем задачи образования и употребления названий предметов мебели и их частей в косвенных падежах, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также относительных прилагательных (кирпичный, панельный, стеклянный), прилагательных в сравнительной степени (высокий- выше, мягкий- мягче), речевых конструкций с простыми и сложными предлогами.
Для закрепления представлений об устройстве улицы города организуем игры детей с макетом, на котором выделены дорога, тротуар, пешеходные переходы и расположены дома. Дидактические игры «Путешествие пешехода», «Правила дорожного движения», «Законы улиц и дорог», «Красный, жёлтый, зелёный», «Мы – пешеходы», «Юные водители», лото «Дорожные знаки» и другие помогают подвести дошкольников к выводу о необходимости для сохранения здоровья безопасного поведения и соблюдения правил перехода дороги или регулируемого светофором перекрёстка по наземному переходу. Мы решаем также задачи согласования существительных с числительными (одна машина, пять машин), образования сложных слов (многолюдный, самосвал), подбора синонимов (мчатся, несутся, летят) и антонимов (низкий-высокий, узкий-широкий), построения и употребления предложно-падежных конструкций.
Все образовательные задачи, которые педагоги решают с помощью организации игровой среды в логопедической группе, зависят от учёта ими не только возрастных психологических особенностей дошкольников, но и характерных для детей с речевым недоразвитием трудностей. Надеемся, что наш опыт поможет организовать игровые уголки так, чтобы обучение приносило дошкольникам удовольствие.
Валентина Фадеева, учитель-логопед
Галина Юленкова, воспитатель
АДОУМО ЦРР – Д/с № 6 «Звёздочка»,
г. Долгопрудный, Московская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии