"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Речевая газета
В последнее время растёт число детей, имеющих речевые нарушения. Среди них достаточно много школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Стандартизированные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемый результат. Для повышения эффективности логопедической работы, интереса к слову, мотивации обучения в нашей школе успешно используется проектная деятельность.
Метод проекта – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, познавательная, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. Работая учителем-логопедом, я активно применяю проектную деятельность для формирования лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ЗПР, имеющих общее недоразвитие речи. Проекты являются уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с речевой патологией. Данная работа сочетает в себе средства и способы развития творчества и речевых способностей обучающихся. Введение в логопедическую практику элементов проектной деятельности с использованием ИКТ и ЭОР позволяет не просто запомнить и воспроизвести имеющиеся у детей знания, но и обобщить их, структурировать, повысить учебную мотивацию. Учитель-логопед организует сопровождение ребят в процессе работы над проектом. Это позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, оказывает положительное влияние на формирование личности в целом. Проект реализуется у нас в рамках логопедической недели в образовательном учреждении. Задача учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а подводить учащихся к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации, используя печатные издания и информацию из Интернета.
В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР используются разные проекты, например: «Наш город», «Школа будущего», «Театрализованная деятельность». Создаются спектакли в кукольном, теневом театре, разыгрываются инсценировки, проекты и другое. Я хочу познакомить вас с интересным проектом «Речевая газета», который успешно реализуется у нас на протяжении нескольких лет.
Речевая газета – это комплекс занимательных, развивающих заданий и упражнений для накопления, обогащения словарного запаса, для развития лексико-грамматической стороны речи, способ повышения интереса к учёбе, к изучению слова, развитию связной речи. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой активизация его собственных ресурсов в коррекционно-развивающем процессе.
Цель проекта: коррекция речевых нарушений у обучающихся с ЗПР в процессе творческой деятельности.
Обучающие задачи: обучение детей с ЗПР умению искать, анализировать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию, используя печатные издания и сети Интернет; расширение, уточнение, обогащение, систематизация пассивного и активного словаря обобщающими словами, синонимами, антонимами.
Развивающие задачи: развитие познавательной сферы; коррекция недостатков лексико-грамматического строя, развитие связной речи; развитие внимания к речи окружающих; повышение мотивации речеговорения, стимулирование познавательной активности детей с ОВЗ; повышение читательской активности учащихся с ЗПР.
Воспитательные задачи: приобщение детей к сотрудничеству, работе в группе, умению общаться, использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми, получать необходимую информацию из разных источников; вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс. Создание среды, побуждающей ребёнка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству с использованием ИКТ и ЭОР.
Ожидаемый результат: совершенствование коммуникативной функции речи, обогащение речевого опыта.
Проект адресован учащимся начальной школы. В создании проекта принимают участие дети 3-4 классов ЗПР.
Этапы работы
- Выбор темы газеты, например, «Домашнее подворье», «Лесные жители», «Времена года», «По небу, по морю, по суше» и другие.
- Изучение и подбор речевого и картинного материала для рубрик газеты в сети Интернет.
- Распечатка материалов на компьютере.
- Оформление газеты с последующей её презентацией.
- Подведение итогов конкурсов газеты.
- Награждение победителей, вручение дипломов в номинациях: «Чуткое ухо», «Зоркий глаз», «Послушный язык» (конкурс стихов и скороговорок).
Результаты использования проектной деятельности в логопедической работе: внедрение современных информационных коммуникативных технологий в коррекционно-развивающий процесс; повышение познавательной активности обучающихся с ОВЗ; коррекция речевых нарушений; обогащение речевого опыта, совершенствование коммуникативной функции речи; позитивное взаимодействие детей, учителя и родителей.
Таким образом, можно сказать, что выбранная технология проектирования позволяет решать задачи речевого и психического развития детей с ЗПР, добиваться положительной динамики. Данное направление является актуальным и перспективным для обучения младших школьников с речевой патологией, эффективным средством развития коммуникативно-речевой компетентности обучающихся с ЗПР во внеурочной деятельности.
Марина Кайгородова,
учитель-логопед МБОУ СОШ № 1
г.о. Красноуральск, Свердловская обл.
Рекомендуем почитать
- Комментарии