"Игры и Игрушки" №2-2024
Ребёнок медленно читает?
Педагогическая причина
Первоначальное знакомство с чтением у ребёнка шло методически неграмотно. Из-за этого очень часто вы можете слышать, что ребёнок пропускает или заменяет буквы, переставляет слоги или неправильно их читает, не понимает смысла прочитанного слова.Решение проблемы – «обнуляем» все имеющиеся знания о чтении и начинаем проходить все этапы становления грамотного чтения: повторяем буквы, их образ, лепим их из пластилина, рисуем пальчиковыми красками, чертим на песке. Делаем это до тех пор, когда ребёнок начнёт узнавать их автоматически, без долгих задержек.
Далее переходим к следующему этапу – чтение слогов, используя слоговые таблицы. После приступаем к простым словам, и в заключении – к предложениям и текстам. Не торопите переход с одного этапа на другой, дайте памяти время для фиксации образов слов. Поддерживайте и вселите в ребёнка веру, что уже очень скоро вы услышите его быстрое и осознанное чтение.
Неразвитое произвольное внимание
Ребёнок не может удерживать и концентрировать своё внимание на строчке, пропускает слова, путает окончания, долго ищет ответ на вопрос в тексте.Решение проблемы – развиваем все стороны внимания: устойчивость, объём и концентрацию. После этого ребёнку станет немного легче удерживать внимание и можно будет подключить новое упражнение «Шторка». Принцип работы очень прост – ребёнок ведёт сверху вниз листочек бумаги, тем самым помогает себе не терять строчку. Благодаря этому упражнению, он разовьёт скорость чтения.
Откажитесь от привычки «вести пальцем по строке». Этот приём мешает концентрации, и если вдруг палец перескочил на другую строчку, то взгляд автоматически будет переведён на неё. Введите постоянную полезную привычку для развития произвольности внимания: ориентация в тексте – это поиск слова среди набора букв, обвести или подчеркнуть его, найти на страничке только выбранное заранее взрослым слово, например, имя главного героя. Используйте филворды на темы, близкие по интересам ребёнку, лабиринты.
Слабое межполушарное взаимодействие
Ребёнок читает и не понимает прочитанное, переставляет слоги или буквы местами.Решение проблемы – занимаемся нейрогимнастикой: рисуем, пишем, штрихуем, раскрашиваем, выполняем любую работу двумя руками сразу. Это упражнение подойдёт для работы в паре. Проведите весёлый вечер с нейрозарядкой или за рисованием с любым членом семьи. Вы получите не только положительный настрой ребёнка, отработаете межполушарное взаимодействие, но и отвлечёте от гаджетов. Покажите, что и вам упражнения даются нелегко, так у ребёнка появится спортивный интерес и стимул стараться.
Бедный словарный запас
Ребёнок читает «про себя», по слогам, останавливается перед каждым малознакомым словом, плохо проговаривает их. У него медленная речь, речевой аппарат слабо развит.Решение проблемы – рекомендую завести блокнотик для записи новых слов, которые ребёнок услышал за день. Предложите нарисовать это слово, узнать его значение, так получится авторский детский словарик с рисунками, а речь станет ярче, интереснее и богаче. Выполняйте артикуляционную гимнастику, тренируйте чистоговорки и скороговорки. При необходимости запишитесь на консультацию к логопеду, чтобы исключить причину нарушения речи.
Неправильно поставленное дыхание
Ребёнок часто вздыхает, подхватывает воздух, тараторит при чтении, напрягается всем телом, быстро устаёт и ничего не запоминает.Решение проблемы – научиться правильно дышать животом, а не грудной клеткой, равномерно распределять воздушную струю при произношении. Важное значение имеет поза при чтении и положение книги перед глазами.
Недостаточно развитое периферическое зрение
Длинные слова читает по слогам, разбивает предложение на маленькие блоки, произносит с паузами, придумывает окончание или половину слова.Решение проблемы – используем таблицы «Шульте», лабиринты, клиновидные таблицы, тренируем переход от чтения по слогам к чтению словами и короткими фразами целиком.
Отсутствие мотивации к чтению
Ребёнок читает механически, без интереса, монотонно и неэмоционально.Решение проблемы – не делать проблему из нежелания читать. Предложите интересное задание в игровой форме: читайте текст боком, вверх ногами, прокручивайте его через 2-3 предложения, предложите почитать голосом любимого мультяшного героя, а вы определите кто же это. Более тщательно отнеситесь к подбору информации для чтения по интересам. Это может быть статья о любимой игре «Майнкрафт», история её создания и автор. Разбудите любопытство и предложите готовые варианты для чтения.
Достичь желаемого результата получится при условии полного согласия и заинтересованности, мотивации ребёнка, систематическом применении всего комплекса упражнений, а также увеличении сложности заданий, делайте их от раза к разу разнообразнее и немного труднее, чем в предыдущее занятие.
Прививайте ребёнку уверенность в себе, в своих силах, снимайте напряжение и боязнь допустить ошибку при чтении, сравнивайте результаты чтения ребёнка только с его личными. Так чтение станет для ребёнка лёгким и интересным, перед ним откроются новые горизонты нашего мира.
Елена Шпигарева, педагог, тренер
по развитию чтения МБОУ «ОЦ №7», г. Майкоп
Рекомендуем почитать
- Ольга Шультайс: «Надо радоваться любой мелочи!»
- Всемирно известный новичок
- Интеллектуальные Игры. Выставка медведей
- Комментарии